Ябед никто не любит. Окончательно и бесповоротно. Они не вызывают у окружающих положительных эмоций. Но как быть тем родителям, которые замечают эту склонность у своих детей?
Сначала разберитесь в причинах такого поведения. Если малыша кто-то ударил, причинил вред, то, в общем-то, естественно, что он прибежал к маме или папе, чтобы рассказать о происшествии. Без помощи взрослых такую ситуацию сложно разрешить.
Объяснить, кто такой «ябеда» ребёнку до трёх лет сложно. Дети в таком возрасте очень наивны и прямолинейны, а значит, говорят всё как есть, то есть, как происходит на самом деле. Малыш не хочет оклеветать соседского мальчика, который отобрал лопатку, он просто констатирует факт.
Чуть позднее малыш входит в возраст почемучек, и с интересом делится с родителями всеми событиями, которые произошли за день. Как правило, больше рассказывает о других людях, нежели о себе. О себе часто забывает. И в возрасте до 5 лет очень важно помочь ребёнку закрепить понятия «хорошо – плохо». Слушая рассказы детей, родителям очень полезно комментировать произошедшее, приводить доводы, по которым так можно или нельзя делать.
А вот дети 5-7 лет могут ябедничать уже сознательно. Конечно, тоже по разным поводам: желая избежать наказания, или чтобы получить одобрение взрослых. Но в любом случае, до ребёнка необходимо донести, что выбирая стратегию ябеды, он поступает неверно.
Не стоит бросаться на своё чадо с упрёками «Не ябедничай! Так нельзя!». Для начала вы должны радоваться, что ребёнок делится с вами своими проблемами, просит помощи. Очень легко обмануть его доверие, и выстроить стену отчуждения в отношениях.
Расскажите, о каких проступках и нарушениях правил нужно немедленно сообщить родителям, воспитателям и учителям, а какие не заслуживают внимания. То есть если девочки собираются убежать за ворота детского сада, то взрослые это знать должны, а вот о том, что товарищ неаккуратно повесил полотенце в умывальнике, докладывать необязательно.
Если вы заметили, что ребёнок ябедничает от того, что хочет привлечь ваше внимание, то позаботьтесь о том, чтобы уделять ему достаточно времени. Пусть у вас будет 30 минут в день, но это время вы проведёте вместе. Поиграйте, почитайте книжки либо просто погуляйте на свежем воздухе. Главное, что малыш почувствует себя важным и нужным, и не будет использовать доносы, чтобы его заметили.
Если ребёнок жалуется на других из-за того, что не может решить проблему сам, попробуйте в игровой форме предлагать для обсуждения различные ситуации, спрашивая: «А как бы ты поступил(а) в таком случае?». Таким образом, малыш обретёт необходимые навыки для того, чтобы справиться со спорными моментами. А если в следующий раз ребёнок узнает о намерении сверстников совершить очередной проступок, то, возможно, найдёт доводы для того, чтобы они не делали задуманного. И ябедничать тогда не будет нужно.
Очень хорошо, если малыш сможет поставить себя на место того, о ком он рассказывает. Пусть представит, как бы он чувствовал себя, если бы кто-то рассказал о его проступке. Что это будет: обида, стыд, злость?
Конечно, ребёнку потребуется время, чтобы выстроить границы между доносом и действительно оправданным сообщением о ком-то. И самое главное, чтобы он мог в любую минуту обратиться за советом к вам, своим родителям, а вы смогли бы ему помочь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии