Что вы знаете об обманутых ожиданиях, неоправданных надеждах? Наверняка, в этом смысле у вас уже есть определённый багаж опыта и разочарований. Когда представляешь себе итог развития событий совсем иначе, чем происходит на самом деле. И если ваши ожидания связаны с собственным ребёнком, а он их по каким-то причинам не оправдывает, несладко приходится и ему, и родителям.
Нужно ли программировать себя и своё чадо на какой-то результат? Надо ли настраивать ребёнка на то, что всё должно быть именно так, а не иначе? А весомых аргументов «за», в общем-то и нет… Почему должно быть по-вашему?
Простой пример. Мама – в прошлом отличница и медалистка, обладательница всяческих дипломов (вероятно, и красного тоже) – отводит ребёнка в школу. Всей душой она жаждет видеть свою дочь (или сына) в числе лучших учеников. Каждая отметка подвергается тщательному анализу: почему 7, а не 10? Почему в тетради помарки? Список претензий можно продолжать долго, но факт на лицо – вечное недовольство мамы и постепенно поселяющийся в ребёнке страх. Девочка не оправдывает родительских ожиданий, и попросту боится негативной реакции. И даже если ребёнок старается и учится по мере своих возможностей (разве 7 – это плохо?), маму это не устраивает. Она хочет большего, лучшего. Некоторые называют это «комплексом отличника». Только в этой ситуации он транслируется на ребёнка.
Или ещё. Папа в детстве мечтал стать знаменитым боксёром, но в силу каких-то причин мечте его не суждено было сбыться. Поэтому, когда встаёт вопрос, в какую секцию или кружок, вопросов не возникает – только бокс! Человек со стороны, опираясь на здравый смысл, понимает, что бокс – спорт не для всех. То есть при желании боксом заниматься можно, но ведь это не говорит о том, что любой желающий может стать профессиональным спортсменом. А если и желания нет…
Каждый день мы возлагаем свои надежды на наших детей. Так хочется, чтобы он был послушным и старательным, чтобы воспитатели и учителя высказывались о нём только одобрительно, чтобы друзья у него были самыми лучшими и положительными (не то, что драчун Вовка!), чтоб по дому помогал, а на просьбы реагировал только с первого раза. И т.д. и т.п.
А он вместо оригами и аппликаций готов часами смотреть телевизор (прямо как папа). А дочка вместо уроков спешит на улицу, чтобы посекретничать с подружками (вспомните себя в её возрасте). Всё не так, как хочется. И мы раздражаемся и теряем контакт с ребёнком. Он ведь прекрасно чувствует наше состояние, и, как следствие, закрывается.
Так, может, стоит принять наших деток такими, какие они есть? Со всеми их достоинствами и недостатками. Это вовсе не значит забросить их воспитание. Это значит, внутри себя понять, что идеальных людей не бывает. И пусть сын не сразу отправился убирать игрушки в комнате, зато вчера вечером он с огромным энтузиазмом помогал вам на кухне с шарлоткой.
Все люди имеют право на ошибку, и могут отстаивать свою позицию. Вы должны гордиться своей дочкой, если она выбрала кружок вокала, а не факультатив по математике. И что, что все родственники имеют математический склад ума? Пожалуйста. А она – выраженный гуманитарий, и, вполне возможно, ещё и талант. А за наличие собственного мнения ей отдельное спасибо сказать надо!
Для того, чтобы в семье сформировалась гармоничная личность, ей нужно давать право выбора. Вы можете подсказать и слегка направить, выразить свой взгляд на вещи, или воспитать в ребёнке какие-то качества личным примером, в конце концов. Но не навязывать мнение, оказывая давление родительским авторитетом. Чуть-чуть отпустите ситуацию в своей голове. Тогда вас не ранят несбывшиеся надежды, а ребёнок, получивший больше самостоятельности и право на ошибку, возможно, добьётся ещё больших успехов. Причём там, где вы меньше всего это ждали.
Полина Зайковская
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии