Вы здесь

О талантах ребенка: как их распознать?

Пройдет время, и актуальным станет вопрос о дальнейшем развитии вашего малыша. Он талантлив, несомненно, но куда направлен талант?

Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.

Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

  • интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы;
  • сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать;
  • "видит" чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  • любит музыку и музыкальныезаписи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);
  • обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

  • он очень энергичен и все время хочет двигаться;
  • он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется, что он никогда всерьез не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  • в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Проявление технических или ремесленных способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных учителей, а настоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям.

Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета. Если у Вас малыш не вундеркинд и соответствует всем эталонам нормы, то даже в этом случае Вам надо представлять, что это за таинственные дети.

А если Ваш ребенок одарен и отличается от всех как "белая ворона", чтоб пестовать его талант, необходимо Вам знать о большинстве особенностей "нестандартного" ребенка и понимать его проблемы.

КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

  1. Понять ребенка и осознать его неординарность.
  2. Не игнорировать всю уникальность его данных.
  3. Не восторгаться им сверх меры.
  4. Не превращать всю жизнь ребенка в "скачки" для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  5. Создать условия для "поощрения" таланта.
  6. Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.
  7. Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
  8. Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
  9. Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
  10. Учить терпению и поощрять за все старания.
  11. Тактично, деликатно помогать ему.
  12. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  13. Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
  14. Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
  15. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
  16. Учить владеть эмоциями.
  17. Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
  18. Все делать, что от Вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.
  19. Не возвышать его над остальными детьми в семье.
  20. Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
  21. Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
  22. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
  23. Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  24. Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время.
  25. Учитывать его индивидуальность.
  26. Все время ободрять его.
  27. Тактично обращаться с ним.
  28. Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
  29. Считать себя самым счастливым из родителей.
  30. Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

  1. Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.
  2. Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия для жизни.
  3. Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
  4. Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
  5. Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.
  6. Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
  7. Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
  8. Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
  9. Не помогать решать проблемы с воспитателями.
  10. Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
  11. Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.
  12. Драматизировать все неудачи.
  13. Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.
  14. Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.
  15. Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.
  16. Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.
  17. Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
  18. Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество.

30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.
  7. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  8. Я беру ребенка с собой в интересные поездки.
  9. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  10. Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.
  11. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  12. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  14. Я регулярно читаю ребенку.
  15. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  16. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  17. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  18. Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.
  19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  20. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  21. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  22. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  23. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.
  24. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
  25. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  26. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  27. Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.
  28. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  29. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  30. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Итак, сколько ответов у вас получилось?

Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать... Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и "парниковым выращиванием", как говорится, "две большие разницы".

Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них - значит, вам следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить "тепличное растение" или растите "маленького старичка", не умеющего радоваться жизни. Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и поливающего их теплой водичкой...

источник: baby.com.ua

Комментарии

Очень полезная информация. Спасибо.

Мы, правда, еще очень маленькие, чтобы хотя бы приблизительго определить, в какой области мы талантливы, однако эта статья подсказала мне, на что именно необходимо обращать внимание.

Информация в статье очень полезная, возьму на вооружение. Понравилось, что в статье описано как распознать талант и как надо и как не надо вести себя с одаренным ребенком, это очень важная информация для родителей. А вообще, считаю, что талант есть у каждого, главное помочь ему развиться и здесь безусловно могут помочь родители. Спасибо за отличную статью!

Статья супер! Еще раз огромное спасибо!

Статья действительно очень полезная.

Слышала такую вещь, что люди все талантливы изначально, просто надо таланты уметь развивать. Даже человек, не умеющий петь, думающий, что ему "медведь на ухо наступил", может развить в себе эти навыки.

Очень хорошая и полезная статья, много чего почерпнула для себя. Не всегда задумываешься над простыми истинами.

Вход на сайт