Некоторые детки уже в два года составляют полноценные предложения, в то время как другие используют всего несколько необходимых слов. Как быть, если вы понимаете, что ваш малыш мало или плохо говорит?
В норме годовалый ребёнок должен уметь говорить 5-10 слов, иногда эта цифра доходит до 20. Безусловно, эта немалая заслуга родителей. Но, допустим, дело близится к двум годам, а речевой запас ребёнка всё никак не пополняется.
Для начала оцените домашнюю обстановку. Создаёте ли вы все необходимые условия для развития речи? Иногда родителям кажется, что раз малыш не проявляет желания говорить, значит, и общаться с ним смысла нет. Это ошибочное мнение. Разговаривайте с крохой как можно больше и чаще. Естественно, уже малыш всё понимает. Занимаясь домашними делами, рассказывайте, что именно вы делаете, даже если просто наливаете своему чаду в тарелку суп. Только не нужно специально коверкать слова, разговаривайте обычным языком, не «сюсюкая».
На просторах всемирной паутины не составит труда отыскать многочисленные потешки, прибаутки для малышей. Ребёнок просыпается? Будите его ласково, сопровождая это стишками-потягушками. Пришла пора ложиться спать? Расскажите ему засыпалочку. Надумали поиграть в ладушки? Отличная идея, только не делайте это молча.
Здорово, если во время прогулок или игр в квартире вы отчётливо произносите названия новых предметов, рассказываете, для чего они нужны. Называя впервые незнакомое слово, смотрите прямо на малыша: детки запоминают движения ваших губ, как бы читают по губам.
Конечно, помните, что «игра в молчанку» дома это нехорошо, нехорошо ровно настолько, как и переизбыток самых разных звуков. Папа смотрит по телевизору хоккей, мама разговаривает с подругой по телефону, старший брат играет в шумную компьютерную «стрелялку», а с кухни доносятся отголоски новостей по радио. Представляете, какая каша в голове у ребёнка? Естественно, в таком потоке сложно вычленить какое-то слово, а тем более его произнести. Старайтесь не создавать подобного шумового фона, не включайте телевизор, радио просто так, без необходимости.
Мы очень много говорим о мелкой моторике, замечали? Не стоит забывать, что развитие мелкой моторики напрямую связано с корой головного мозга, участками, отвечающими за речевую функцию. Воздействуя на активные точки на пальчиках малыша, мы оказываем огромное влияние на произношение, развитие речи. Сделайте ребёнку массаж, устройте пальчиковую гимнастику, попробуйте на практике жестовые игры (можно использовать песенки Железновой).
Не нужно приобретать дорогостоящие игрушки, если не позволяет бюджет. Помните, учит всё, что нас окружает. Сегодня на завтрак каша? Пока вы колдуете над кастрюлькой, дайте малышу поиграть с крупой, пусть рисует «манные» картинки или сортирует разные виды по кучкам. Занимаетесь ужином? Вручите ребёнку шнурок, а он попробует нанизать на него макароны. Пришиваете пуговицу на курточку? Малыш может разделить пуговки по цветам. Проявите фантазию либо используйте специальную литературу.
Возьмите за правило устраивать хотя бы раз в пару дней творческие занятия. Лепите из пластилина, рисуйте пальчиковыми красками, делайте аппликации. Так, одним выстрелом убьёте сразу двух зайцев: у ребёнка и художественный вкус, и моторика развивается.
Если вы недооцениваете важность чтения и книг в принципе, то самое время изменить мнение. Побольше читайте с малышом. Пусть книги будут яркие и красочные. Прочитали страничку? Попросите ребёнка показать что-то на страничке, задавайте вопросы по содержанию, пробуйте составлять новые рассказы по картинкам. Отличный вариант – загадки. Выбирайте такие загадки, которые нужно закончить самостоятельно, подходящей рифмой.
Иногда бывает и так. Малыш в принципе готов начать говорить, но мышцы губ и языка ещё недостаточно окрепли. Отличным помощником станут артикуляционные упражнения. Разработанные логопедами, они помогут родителям провести с ребёнком полезные тренировки. Кстати, есть и специальные упражнения для постановки определённых звуков (например, если ребёнок шепелявит, или «свистит»).
Часто близкие малыша допускают такую ошибку. Очень хорошо понимая своё чадо, реагируют на его слова с первого звука, т.е. даже никак не стимулируя к договариванию слов. Когда годовалый малыш показывает один пальчик, чтобы показать свой возраст, это умиляет, а когда так же поступает четырёхлетний ребёнок, это говорит иногда о том, что ему позволяют лениться. Т.е. если малыш хочет вам что-то сказать, просто дайте ему на это время.
И самое главное, не паникуйте. Если соседский карапуз, ровесник вашего ребёнка, говорит гораздо больше и активнее, это отнюдь не показатель того, что что-то не так в вашем случае. Каждый малыш индивидуален, и у каждого свои темпы развития. Проконсультируйтесь со специалистом, наметьте план занятий с ребёнком, и ваше терпение и забота непременно скажутся благоприятно на развитии речи.
P.S. Мы будем очень признательны, если родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, расскажут о своём опыте её решения или профилактики в комментариях.
Полина Зайковская, мама шестилетнего мальчишки
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
прекрасная статья
Спасибо за статью! Всё по делу)) Основные принципы изложены четко и понятно. Многие мамы жалуются -вот мой ребенок не любит читать. Мне кажется, вопросом чтения надо заниматься с 6 месяцев. А то и раньше. Ведь дети очень быстро привыкают ко всему. Книга должна стать нормой для малыша. В два года начинать может быть поздно. Ребенок просто не примет ваши попытки. Ещё многие мамы часто молчат на площадках или общаются с другими мамами. Поговорить, конечно, хочется)) Но! Ребенок может так просидеть на качелях или каруселях довольно долго. И драгоценное время проходит мимо. А с малышом действительно надо разговаривать. О солнце, о птичках-о чем угодно. Если темы иссякают, можно маме выучить стишки про животных и рассказывать малышу, пока тот катается на качелях. Почему нет? Польза будет однозначно. Хорошо ещё использовать карточки с рисунками. Нужно сесть перед ребенком, чтобы он видел артикуляцию. И четко произносить слова. Например, КА-ПУС-ТА. Ребенок обязательно заговорит. Это вопрос времени, индивидуальных особенностей ребенка и усилий родителей.