Вы здесь

Делаем уроки без стресса

Когда дело касается выполнения домашних заданий, порой даже самые покладистые дети проявляют недюжинное упорство, и любыми способами оттягивают час Х. Родители злятся и нервничают, а ребёнок готов заниматься чем угодно, лишь бы не садиться за уроки. Но маме с папой важно понять сразу – «как корабль назовёшь, так он и поплывёт», т.е. огромное влияние на всю школьную жизнь окажет ваш первый класс, время, когда закладываются основы. Делать уроки вместе до выпускного или вовсе отпустить ситуацию – две очевидные крайности.

Начните с отдыха. Да-да, именно так. Не стоит гнать ребёнка за парту, как только он переступил порог квартиры после окончания школьных занятий. Обед и передышка – это то, что ему сейчас нужно. Под расслаблением имеется ввиду не просмотр мультиков и игры в компьютер, а что-то, действительно полезное. Прогулка на свежем воздухе, игры с друзьями, часик дневного сна или время на хобби (выберите свой вариант). И не нужно у крыльца школы начинать допрос, типа «Какие у тебя сегодня успехи?». Если ваш школьник захочет поделиться сразу, он это сделает, если нет – расскажет чуть позже, вот увидите, обязательно расскажет. У вас ведь масса тем для разговоров, так? А школьные новости, которые ребёнок вспомнил под настроение, - это интересно и от души, в отличие от отчёта по требованию мамы.

Чётко следуйте режиму дня. Между прочим, самое благоприятное время для выполнения домашних заданий – с трёх дня до пяти-шести вечера. Соответственно, до этого времени детям можно ничего не делать со спокойной совестью. При этом они должны хорошо понимать, что режим понятие стабильное, и от него отступать нельзя. Поэтому в 15:00 садимся за уроки. Распорядок дня лучше обозначить на альбомном листе или плакате, и закрепить где-нибудь на видном месте. Желательно, чтобы и часы были неподалёку, чтобы ребёнок мог распределять своё время сам и планировать занятость. Для формирования привычки обычно необходим 21 день. Соответственно, через три недели неукоснительного следования режиму, вы можете надеяться на то, что ваш первоклашка наконец привык к расписанию школьника.

Определите, сколько вам потребуется времени на уроки. Норматива в 40-60 минут не всегда хватает младшим школьникам с учётом перерывов. Но и растягивать выполнение домашних заданий больше, чем на два часа, тоже не стоит, чтобы не перезагружать ребёнка. Справились быстрее – значит, появилась возможность поиграть подольше! Рекомендую всегда начинать с более сложных уроков, письменных заданий. Осознание того, что самое трудное позади, придаст оптимизма, и с оставшимися упражнениями ваш ученик разделается на одном дыхании. Перерывы, кстати, недооценивать не стоит. Редкий ребёнок после получаса непрерывных занятий способен долго удерживать внимание, да и пальчикам нужно дать возможность размяться.

А теперь самое главное. Дилемма, которая стоит перед всеми родителями, и предмет многочисленных споров: делать ли уроки вместе? Естественно, без вашего участия новоиспечённому школьнику будет туго. НО! Это не означает, что вы должны приставить свой стул к парте и полностью погрузиться в этот процесс. Как говорит наша первая учительница: «Ребёнку важно понимать, что это ЕГО задание, а не мамы с папой».

Конечно, к этому пониманию вы придёте не сразу. Потребуется время и терпение. И вы просто дадите ребёнку старт, объяснив ему порядок действий, направляя его. Если что-то непонятно в задании, обязательно помогите, при этом не давая готовый ответ. Напомните новое правило, растолкуйте непонятную тему, обратите внимание на ключевые моменты, подведите к решению проблемы. Итак, ребёнок научится думать и искать выход, станет самостоятельнее. Чувствуя контроль с вашей стороны, он будет понимать, что вы готовы оказать помощь в любой момент, при этом осознавая, что ваше постоянное присутствие не требуется.

И учтите, что каждый ребёнок индивидуален. Если в своём школьном прошлом вы делали уроки за рекордно короткий срок, и теперь вам кажется, что ребёнок выполняет всё излишне медленно, то вы не правы. Особенности характера и восприятия информации у всех отличаются. Не вешайте на ребёнка клеймо «двоечника» из-за того, что у него что-то не идёт гладко. Не стройте далеко идущие планы на золотую медаль и не ругайте за плохие отметки. Лучше разберитесь, в чём проблема, и помогите. А в некоторых случаях нужно просто принять как данность: да, почерк у него не ахти, зато природоведение обожает, а примеры щёлкает как орешки. Не всем быть математиками и знатоками филологии. Школьные годы пролетят очень быстро, и когда всё останется позади, лучше, если ребёнок будет вспоминать понимающих и чутких родителей, чем крик и слёзы над учебниками.

Полина Зайковская

Наберите нас