Вы здесь

Как научить ребёнка рисовать

Безусловно, рисование не входит в число навыков, крайне необходимых для малышей первых лет жизни. Поэтому многие родители, равнодушные к идеям раннего развития детей, вообще не озадачиваются вопросом, как научить ребёнка рисовать. Тем не менее, это умение, пусть и не столь ценное с прикладной точки зрения, как гигиенические навыки или пользование столовыми приборами, будет весьма полезно малышу.

  1. Навыки рисования способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики рук. А это, кстати, полезно и с точки зрения формирования навыков самообслуживания, таких, как умение пользоваться столовыми приборами.
  2. Учась рисовать, ребёнок лучше запоминает геометрические формы и цвета. С помощью игр, включающих рисование, можно научить ребёнка буквам и цифрам.
  3. Рисование помогает развивать у ребёнка внимание и концентрацию.
  4. Рисование способствует развитию воображения у детей, проявлению их творческого потенциала. Импровизационное рисование помогает развитию и гармонизации личности ребёнка.
  5. Для родителей обучение ребёнка рисованию – прекрасная возможность сблизиться ним ещё больше.

Когда же можно начинать учить малыша рисовать?

Многие наборы для детского творчества – к примеру, пальчиковые краски или цветные мелки – имеют маркировку “для детей старше года”. В принципе, в этом возрасте карапузу уже можно выдавать в пользование подобные материалы; другое дело, что на первых порах рисования как такового не получится – скорее, малыш с удовольствием займётся исследованием их свойств, размазывая краски по квартире, а мелки – бросая и пробуя на зуб. В целом, если материалы безопасны для здоровья, ничего страшного (кроме возможной порчи части имущества) в этом нет, подобные эксперименты даже полезны с точки зрения сенсорного развития карапуза. “Полноценным” же рисованием (целенаправленным изображением конкретных или воображаемых объектов) можно начинать заниматься, если ребёнок:

  • уверенно держит карандаш (ручку, кисть) и может с его помощью оставить “след” на заданной поверхности (например, на листке бумаги);
  • понимает назначение инструментов, с которыми ему предстоит иметь дело (иными словами, краски не будет пытаться съесть, а альбом порвать);
  • проявляет искренний интерес к процессу.

Существуют разные подходы к тому, как именно учить ребёнка рисовать. В целом, можно выделить два основных подхода: традиционный и импровизационный.

Традиционный подход: структурируем деятельность ребёнка

Традиционный подход сводится к тому, чтобы ребёнок смог со временем выдать не просто “каляку-маляку”, а нечто осмысленное. Здесь есть “учитель”, задающий ребёнку правила и следящий за их соблюдением, и “ученик”.

Как научить ребёнка рисовать в рамках такого подхода:

  1. Расскажите ему об элементарных составляющих рисунка – точке и линии; потренируйтесь с ним рисовать и то, и другое.
  2. Попробуйте с помощью линий рисовать простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. Можно также рисовать с ребёнком буквы, цифры, какие-то несложные объекты (например снежинки, солнце с лучиками). Поначалу папе или маме стоит помогать малышу, водя карандашом по листку бумаги вместе с ним; также для отработки этого навыка предложите карапузу пообводить уже нарисованные взрослым объекты.
  3. После того, как объекты будут освоены, потренируйте следующее упражнение: нарисуйте на листке несколько фигур, и попросите ребёнка закрасить пространство вокруг них (или снаружи). Таким образом у ребёнка формируются понятия “целое” и “элемент”. Кстати, такое упражнение очень хорошо отрабатывать с книжкой-”раскраской”.
  4. Сейчас у вашего малыша есть неплохой базис, чтобы попытаться на бумаге изобразить какие-то из окружающих его объектов. И пусть поначалу это будет очень неловко и схематично. Для этого нужно выбрать объект и попытаться “разложить” его на точки, линии и простые геометрические фигуры. Например, девочку можно схематично изобразить так: круг (голова), треугольник (туловище в платье), четыре линии (руки-ноги), две точки на голове (глаза), короткая изогнутая линия внизу лица (улыбка). При желании можно добавить дополнительные элементы. Дерево можно изобразить в виде очень вытянутого равнобедренного треугольника с маленьким основанием, и расходящихся от этого треугольника линий-веточек, листья изобразить в виде овалов, кругов или точек. Вспомните ваши детские художественные опыты – и вам в голову придёт ещё много ценных идей. И вот после того, как вы подробно проговорили с ребёнком, из чего складывается выбранный вами объект, можно приступить к изображению его на бумаге. Здесь малышу придётся также потрудиться над выбором максимально соответствующих реальному “прототипу” цветов.
    Первую же “картину”, на которой более-менее будут понятны очертания объекта, можете спрятать на память. Лет через десять покажите сие творение чаду и расскажите ребёнку, как научили его рисовать.

Импровизационный подход к обучению рисованию

Такой подход к изобразительному искусству был предложен еще абстракционистами, и основывался он на постулате, что художник должен стремиться изобразить не объекты – неважно, реальные или фантастические, а с помощью цветов и форм выражать свой внутренний мир. Интересно, что многие педагоги и психологи считают такой способ рисования оптимальным для детей-дошкольников (лучше всего для него подходят краски, потому что позволяют максимально широко экспериментировать с цветовой палитрой).

Преимущества подхода:

  1. Есть мнение, что у детей-”импровизаторов” лучше развивается чувство цвета, формы, композиции, чем у тех, кто привыкает рисовать в традиционной манере. Возможно, так оно и есть; пример тому – пятилетняя австралийская художница с русскими корнями Аэлита Андре, которая научилась рисовать сама, без какой-либо родительской “корректировки”, и чьи картины сейчас очень высоко оцениваются известными критиками. Ведь дети опираются на своё врождённое чутье, а не на стереотипы взрослых, чей вкус, зачастую, оставляет желать лучшего.
  2. Импровизационное рисование позволяет ребёнку “выплеснуть” свои переживания, в том числе и негативные, что положительно сказывается на развитии личности. На этом же основывается и арт-терапия – популярная ныне психотерапевтическая методика.
  3. Такой подход требует минимум вмешательств со стороны родителей: вы просто выдаёте чаду альбом, краски (фломастеры, мелки и т.д.), и оставляете его “один на один” с вдохновением. Кстати, рисовать можно кисточкой и пальцами, и даже выливать краску из тюбиков; можно делать это и в ванне во время купания, и даже на асфальте. Мамы и папы, умеющие создавать только шедевры из разряда “палка, палка, огуречик, получился человечек”, могут не огорчаться, что они не смогут научить ребёнка рисовать.

При подготовке статьи использованы материалы сайта Дети в радость!

Комментарии

Ребенок научится если будет видеть что родителям тоже нравится рисовать.любое начинание нужно делать вместе.

Ребенка надо учить чему-то, когда у него есть интерес к этому. Сейчас есть такая возможность приобрести разнообразные творческие задания даже для самых маленьких. Не надо ломать голову. Главное-чтобы был интерес и у родителей, и у детей.

Супер! Спасибо огромное за вашу методику!

Спасибо за ваши методики обучения деток!

На самом деле, я думаю, ребенок может учится рисовать уже тогда, когда получает удовольствие от самого процесса. Родителям нужно только "организовать пространство". Я до сих пор помню свои очень яркие детские впечатления, когда рисовала сказки, которые слушала. Иногда эти сказки читала мама, иногда мне включали проигрыватель с пластинками. Каждый раз это были удивительные, всегда новые рисунки. А потом я научилась "рисовать музыку". И эти эмоции я помню до сих пор. Мой маленький сын сейчас тоже испытывает удовольствие, когда мы находим среди его "художественных каракулей" мячик, воздушный шарик, Колобка или даже Курочку рябу) Желаем всем творческих успехов!

Спасибо за такие интересные советы,обязательно ими воспользуемся.

Наберите нас