Вы здесь

Сложи узор. Развивающие игры Никитиных

Развивающая игра педагога Бориса Никитина предназначена для детей от двух лет. Однако, создание узоров по образцу будет интересно даже старшим дошкольникам. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье — придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.

756f71166c0abf832a00560805aaae50.jpg

Мы начинаем играть

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично; как вы высыпали первый раз кубики на стол. Если вы на глазах малыша открыли крышку и — бух! — с грохотом высыпали на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же «бух!» кубиков из коробки, а не складывание «поездов» или «башен» из них.

Если малышу уже 3—4 года, он знает цвета и может найти нужную грань, и оценить красоту узора, то, прежде чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание серии В или Д и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором.

— Как ты думаешь, мы научимся складывать такие же красивые узоры из кубиков?

— Конечно, научимся, — не сомневается он.

Положите тогда узор «дорожка» СУ-А1 перед малышом и подумайте вслух:

— Интересно, быстро ты с такой задачкой справишься или долго придется повозиться? Сложи из кубиков точно такого же цвета картинку!

— Фу... чепуха! Вот и готово! — так храбро обычно отвечают большинство малышей, предполагая, что раз первая задача удалась легко, то и с другой будет так же.

Действительно, вторая и третья дорожки получаются еще быстрее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно измерена длина. Правда, проверить точность длины легко, но подходите к этому деликатно. Допустим, что он вместо 4 кубиков взял 3.

— Не кажется ли тебе, что дорожка получилась короче, чем на картинке? Давай сравним!

И лучше, если в этом случае малыш возьмет сразу всю «дорожку» из кубиков и накроет ею узор. Недостача одного кубика будет сразу видна, и он ее исправит.

— Вот теперь получилось точно, без ошибки, — похвалите вы его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать ростки именно здесь, в игре.

Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть, 5, а может быть, и 10 — все зависит от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы; значит, все в порядке.

— Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем, — мягко предложите вы закончить, но... это пробный камень. Главное — как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готов заплакать, потому что ему «хочется еще поиграть», уступите, покажите ребенку еще 1—2 узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что «завтра еще поиграем». Это наиболее удачный итог первой игры.

Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом интересуется:

— А завтра мы еще поиграем?

Обязательно найдите возможность поиграть и «завтра вечером», и послезавтра, и через 2—3 дня...

Играем вчера, сегодня, завтра

Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении «вверх по лесенке» заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров — 4 «дорожки» и 4 «квадрата» (СУ-А1 — СУ-АЗ). Давать ли на следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом «ледокола», т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день можно дать несколько прежних узоров: 2—3 «дорожки», 1 «квадрат», а затем уже новые узоры-задания серии А — сколько малышу захочется.

Так, каждый раз «для разгона» надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые. Величину «разгона» тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, например при переходе от одноцветных граней к двухцветным (этот период ощутим во всех 3 сериях А, Б, В), то «разбег» следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплоть до 1—2.

Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям — самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как узор нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.

1.jpg 2_0.jpg

3.jpg 4.jpg

5_1.jpg 6.jpg

7.jpg

А теперь узоры нарисуем

Еще до того, как малыш переключился на выполнение серии узоров Б и В, он может срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои «первые открытия»: увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малыши сначала просто не обращают внимания, — линии слишком тонки, клетки мелки и потому мало заметны.

Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У малышей процесс развития идет постепенно.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание давайте ребенку в 2—3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру.

Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения.

nikitin-su-1.jpg

1. Кто сумеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2 точки, по 3 точки, по 4 и т. д. Малыш при этом не только учится рисовать точки, но и учится считать.

2. Кто сумеет ставить точки «на перекрестке», т. е. на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек — от 2 до 10, а в качестве контрольного упражнения — весь треугольник из точек, как на рисунке.

3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по линейке: длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно по линейке; линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в I клетку? Кто нарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и т. д.?

6. То же, но кружки расположить иначе (в «колонку»).

7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со стороной в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?

9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали и закрасить разными цветными карандашами?

10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами?

Придумываем узоры сами

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, — составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из серий.

А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики — и узора больше нет.

Б.П. Никитин "Ступеньки творчества или развивающие игры"

Вход на сайт