При использовании данного материала
ссылка на источник обязательна
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ШНУРОВАНИЕ
Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Помогает развивать руку шнурование.
Серия пособий, где используется шнурование, предназначена для детей в возрасте 3-6 лет (“Медвежонок”, “Рыбка”, “Бабочка”, “Окружающий мир”, “Геометрия”, “Линии”, книжки-шнуровки), хотя давать их можно значительно раньше. Игровое обучение начинать можно и с детьми младше 3 лет, но не следует ожидать быстрых результатов.
До трех лет возможности малыша ограничиваются чаще действиями шнуровки. Детям до 4 лет освоить шнурование, проводя шнурок-тесемку через несколько слоев сложенных фанерных вкладышей, трудно, но простое продевание шнурка через дырочку в одном слое фанеры некоторые дети смогут освоить.
Некоторые дети в возрасте 4-х лет уже в состоянии освоить шнурование, но без завязывания бантиком концов шнурка. Взрослый может наблюдать при этом концентрацию внимания у ребенка, его стремление к точности движений, к попаданию в отверстие, образованное наблюдением двух деталей, упорство малыша.
Предложив ребенку комментировать свои действия, т.е. проговаривать их вслух, взрослый использует тем самым стимулирующее воздействие естественной пальцевой гимнастики на артикуляционный аппарат и в то же время расширяет словарный запас малыша, подсказывая название выполняемых действий или деталей, частей пособия-шнуровки. Полезно и эффективно в это время обучать потешкам, тематически связанными с выполняемой работой, или с образами мишки, рыбки, бабочки.
Для детей после 4 лет пособие можно использовать и для развития интереса к возможностям “сборки” за определенное время. При этом взрослому следует предложить малышу песочные часы и заметить, за какой срок он обычно успевает справиться со шнуровкой и сможет ли быстрее.
Детям 5 лет можно предложить коллективную игру-соревнование “Кто быстрее зашнурует (или расшнурует) один предмет, два предмета”, “Кто быстрее завяжет бантик”.
Внимание: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ РЕБЕНКА ЗАСТАВЛЯТЬ, ругать за неумелость; умение появляется от упражнений, опыта.
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ И РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ИЗВЕСТНУЮ СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ СТРУКТУР ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОТ НИХ ЗАВИСИТ УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМИ РУКИ.
Конечно, замечательно, если в 4 года ребенок сумеет аккуратно зашнуровать пособие и даже завязать концы шнурка бантиком, но обычно на это способны дети к 5, а то и к 6-ти годам.
Шнурование используется и в сборке книжек “Ботинок”, “Курочка”, представляющих собой своеобразные тематические картинные словари (лексиконы). Рассчитаны пособия на довольно умелую руку, поэтому до 4 лет ребенок с радостью будет “читать” и расшнуровывать эти книжки.
Указанные пособия стимулируют работу мозга, готовят руку к письму и развивают усидчивость.
* * *
Пособие также используется для проведения специальных коррекционных и реабилитационных упражнений в логопедических группах, а также для занятий с детьми, страдающими ДЦП и другими заболеваниями, связанными с ограничением общей и пальцевой моторики, трудностью артикуляции. Использование пособий в целях диагностики дает возможность оценивать степень развития ручной умелости и уровень подготовленности руки к школьному обучению.
Автор: ЛЮБИНА Г.А.
доцент кафедры методик дошкольного воспитания
Брестского государственного университета.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Полезная статья
Мы начали с года со шнуровки "яблочко с червячком", ребенку было очень интересно наблюдать как червячок ввлазит из дырочки, потом мы перешли на бусы,чуть позже вернемся к вам на сайт за другими видами шнуровок. Спасибо за полезный материал!
Очень грамотные и необходимые
Очень грамотные и необходимые статьи. Узнала для себя много нового, особенно возможностей многих игрушек, которых не дооценивала с первого взгляда. Нравится, что статьи по делу, без лишней воды. Все четко, доступно и понятно.