Вы здесь

Развивающие занятия по методу Макото Шичиды

Предупреждаем сразу: равнодушных к этой развивающей методике практически нет. Вы либо впечатляетесь ею, либо понимаете – «не моё». Для тех, кто о ней не слышал, поясняем. Занятия, рекомендованные японским профессором, направлены на развитие правого полушария мозга ребёнка (акцент на творчество). По теории Шичиды, развитие этой зоны головного мозга открывает воистину впечатляющие перспективы для малыша. Отличная память и музыкальный слух, скорочтение и потрясающая обучаемость – всё это будет доступно абсолютно любой крохе! Причём, самый благоприятный период для занятий от рождения до трёх лет. Считается, что после трёх лет левое полушарие станет доминировать.

В разных странах насчитывается более 400 развивающих центров, которые ежедневно включают в свои уроки занятия по методу Шичиды. А вот у нас серьёзных ресурсов с подробной информацией категорически не хватает. Любительский перевод некоторых книг и опыт использования её приверженцами (блоги и форумы) – собственно, раз-два и обчёлся. Но мы попробуем как-то систематизировать материалы.

ndnddd-01.jpg

В среднем, занятие с малышом длится от получаса до часа. Причём, гораздо эффективнее, если вы будете заниматься регулярно (в идеале, каждый день). Для занятий нужна подготовка – создание определённого настроения у ребёнка. Музыка с альфа-волнами отлично успокаивает, и при этом активизирует работу правого полушария. Естественно, не нужно слушать её целый день, несколько минут до занятий и во время процесса – вполне достаточно. Затем дыхательная гимнастика. Пускаем мыльные пузыри и дуем в трубочку для коктейлей, задуваем свечи и просто дуем на подвешенные на нить лёгкие предметы (либо на воображаемый предмет).

Теперь «Шар энергии». В чём-то странное и мистическое упражнение, но в теории, очень полезное. Взрослый и ребёнок садятся друг к другу лицом и трут ладошки друг о друга, катая воображаемый шар наподобие снежка, тем самым как бы собирая из окружающего пространства положительную энергию. Как только шар станет настолько большим, что удерживать его очень сложно, нужно «вылить» энергию на себя, либо скатать до микроскопического размера, чтобы получилось «съесть» шар. Возможно, не слишком понятно объяснила, но на youtube можно найти видео, как это делается в школах Шичиды. Во всяком случае, фантазию разовьёте.

Далее настраиваем малыша на позитив. Какие именно это будут слова, не важно. «Я в тебя верю», «Всё получится», «Ты сможешь» и др. Главное, чтобы ребёнок услышал и поверил. Положительная установка – залог успеха.

Следующий этап – тренировка воображения. Предложите ребёнку представить себя, например, котёнком. Какого у него цвета шёрстка? А что он любит кушать? А сегодня он решил отправиться гулять. Куда? И чем старше ребёнок, тем больше деталей он сможет придумать. Конечно, не стоит навязывать малышу свой вариант развития событий, но на начальном этапе наводящие вопросы помогут придумать нечто особенное.

Потом следует тренировка ESP (телепатия и интуиция). Задайте малышу конкретный вопрос и мысленно пошлите ему правильный ответ. «Я даю тебе мячик. Какого он цвета?». Спросите, мячик какого цвета представил ребёнок, и, независимо от результата, похвалите.

Пример задания на развитие интуиции: выложите перед ребёнком 3 карточки с изображением геометрических фигур. И дайте ему ещё три такие же, но не переворачивайте лицевой стороной вверх. Малышу нужно соединить между собой пары фигур, не подсматривая, а полагаясь на своё внутреннее ощущение.

Затем глазная гимнастика. Самым маленьким траекторию движения глазами можно «прочертить» каким-либо предметом. Перемещайте кулон на цепочке вверх-вниз, вправо-влево и т.д. Старшие детки могут справиться самостоятельно, ориентируясь на таблицу и плакат (скачать материал можно из интернета).

img816670234-1.jpg

Отдельно следует остановиться на флеш-карточках Шичиды. Автор рекомендует начинать со 100 штук (количество очень важно, карточек должно быть много). Карточку показываем ребёнку быстро, желательно не дольше, чем на полсекунды. Одновременно называем изображённый на ней предмет. Таким образом, синхронизируется работа обоих полушарий головного мозга. Повторять карточки не стоит, по крайней мере, не раньше, чем через полгода и не более трёх раз. Подготовить такое количество карточек в домашних условиях достаточно проблематично, поэтому многие родители создают презентации Power Point. Причём, показывать карточки можно сколько угодно раз в день, естественно, если ребёнку интересно.

Обратите внимание и на игры для развития фотографической памяти. Показываем малышу карточку с куклой, у которой красный бант. А потом добавляем вторую карточку (бант у такой же куклы синего цвета). И спрашиваем, какую из них ребёнок уже видел. А можно предложить ряд из разных картинок (начинайте с трёх-четырёх) и одну из них впоследствии убрать. Пусть кроха вспомнит, какой не хватает.

К слову сказать, подобных игр описано довольно много, как и занятий на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, упражнений на узнавание запахов и т.п. Можно слушать музыку, петь-танцевать и пробовать разные вкусы, играть с тактильными мешочками. Методика Шичиды многогранна и собирательна (наверняка, вы обнаружите схожесть с методиками Монтессори, Домана и др.). Здесь лишь краткий обзор некоторых моментов. Особо заинтересовавшимся рекомендуем поискать подробные книги по этой теории. А от опытных родителей, уже занимавшихся по ней с детьми, хотелось бы услышать отзывы. Думаю, многим будет полезно ваше мнение.

Полина Зайковская, мама семилетнего мальчишки

Наберите нас