Вы здесь

Работа с Монтессори-пособиями

При использовании данного материала
ссылка на источник обязательна

“РОЗОВАЯ БАШНЯ”

РОЗОВАЯ БАШНЯ часто изображается в качестве символа всей системы Монтессори, особенно ее сенсорных упражнений, автодидактических материалов.

Идея РОЗОВОЙ БАШНИ заимствована госпожой М. Монтессори у врачей-психиатров, которые использовали серию уменьшающихся кубов для измерения умственных способностей. Учитель М. Монтессори доктор де Санктис использовал те же кубы для определения степени одаренности детей. Дети выполняли на время задания по отбору наименьших и наибольших кубов.

В пособиях Монтессори башня приобрела свой розовый цвет и стала использоваться прежде всего “для воспитания чувств” и самовоспитания.

Вот как выглядит ОПИСАНИЕ ДАННОГО МАТЕРИАЛА, сделанное самой М. Монтессори еще в 1909 г. в ее труде “Дом ребенка. Метод научной педагогики”.

“У наших детей, в числе прочих дидактических материалов, имеется серия из десяти кубов. Первый имеет в основании десять сантиметров, а у прочих основания уменьшаются последовательно на один сантиметр, так что основание последнего кубика – один сантиметр. Упражнение заключается в бросании этих деревяшек, окрашенных в бледно-розовый цвет, на зеленый коврик; затем сооружается башня: в основание ставят большой куб, на него следующие по величине, а на самом верху -– кубик в один сантиметр. Из кубиков, разбросанных по зеленому ковру, дети должны каждый раз отбирать “самый большой”. Эта игра особенно занимает детей двух с половиною лет. Соорудив башню, они разрушают ее ударом рученки и любуются розовыми вещицами, рассыпанными по зеленому ковру. Потом они опять начинают постройку, возводя и разрушая ее много раз. Если перед этим дидактическим материалом посадить одного из моих детей от трех до четырех лет и школьника первого элементарного класса (шести и семи лет), то мой воспитанник, без сомнения, покажет более короткий период реакции и не сделает ошибок”.

Таким образом, РОЗОВАЯ БАШНЯ представляет собой 10 деревянных кубов розового цвета с размерами ребер: наибольшего – 10х10 см., а наименьшего – 1х1 см. Ребро каждого последующего куба на 1 см короче предшествующего.

Розовая башня обычно находится на своем постоянном месте в “сенсорной зоне” рядом с 4-мя блоками цилиндров на низкой полке так, чтобы любой ребенок мог дотянуться и взять верхний кубик. “Работу с башней”, или упражнения (игры) лучше проводить на коврике, чтобы не создавалось много шума при падении кубиков башни. Коврик желательно подобрать однотонный, контрастный розовому цвету башни. (например, бежевый, салатовый, голубой).

Цели упражнений:

Прямые цели:
Создание сенсорных и сенсомоторных представлений как базы для введения понятий “большой – маленький”, “больше чем”, “меньше чем”, “куб”, “кубик”;
Развитие глазомера, построение уменьшающегося сериационного ряда.

Косвенные цели: подготовка к изучению математики и математических понятий, развитие моторики и координации движений, развитие самоконтроля.

ИНСТРУКЦИИ К УПРАЖНЕНИЯМ

I. Как показывать ребенку башню разбирать и строить ее

Воспитатель должен назвать ребенку материал: “Это розовая башня. Давай ее построим с тобой”. Если малыш изъявляет желание, то педагог просит принести коврик, помогает расстелить его и только затем медленно показывает, как разобрать и перенести с полки на коврик по одному кубику башню.

В Монтессори-педагогике первоначальный показ и демонстрация упражнений называются ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. Сначала взрослый демонстрирует, как брать верхний кубик пальцами правой руки, а ладонью левой поддерживать его снизу и переносить на ковер. При охватывании малых кубов пальцы находятся сверху, они собраны почти щепотью.

Когда приходится брать большие кубы, то пальцы “растягиваются” в соответствии с размерами куба. Рука ощущает и сама “запоминает” размеры. Все кубики (кубы) последовательно переносятся на ковер и первоначально раскладываются в беспорядке. Малыш при этом может помогать воспитателю. Затем взрослый становится на коврике на колени СПРАВА ОТ РЕБЕНКА и предлагает: “Я покажу, как принято строить башню. Потом ты будешь строить сам”. Взрослый выбирает самый большой куб и ставит на середину ковра, затем снова выбирает самый большой куб из оставшихся и ставит его на первый, располагая точно посередине. Можно спрашивать ребенка, не знает ли он, какой нужен следующий куб, и просить его найти, подать, поставить. Когда вся башня будет сложена, ее нужно обойти вокруг, осмотреть, а потом предложить разобрать, но обязательно по одному кубику.

Затем ребенку предлагается самостоятельно построить башню. Построенную им башню осматривают с любованием, но потом разбирают и по одному кубику относят на место (в обратной последовательности). На постоянном месте (полке) хранения данного материала башню строят, складывают снова и башня занимает свое место в сложенном виде.

Контроль ошибок: ребенок замечает глазами ошибки - нарушение последовательности.

ІІ. ПОСТРОЕНИЕ БАШНИ “НА УГОЛ” – СТУПЕНЬКАМИ

Ребенку показывают, как можно построить башню, если ставить кубы не на середину предыдущего, а совмещая один угол, вдоль той же пары соседних граней. Самый маленький кубик при этом используют для контроля ошибок: его каждый раз выставляют на очередную “ступеньку”. Каждая ступенька должна быть равна его ширине, т.е. 1 см.

ІІІ. ЛЕСТНИЦА ИЗ КУБИКОВ

Из кубиков можно сложить два вида лестниц:
а) Кубики, разложенные на ковре, раскладывают в форме лестницы.
б) Кубики кладут “наискосок”, каждый кубик при этом одним ребром касается предыдущего, а другим – последующего.

ІV. “УЗОРЫ ИЗ КУБИКОВ”

Кубики располагают узорами: узоры могут быть в виде круга, спирали.

V. УПРАЖНЕНИЯ НА РАССТОЯНИИ

Для упражнений нужны 2 коврика. На одном коврике следует расположить кубики башни в беспорядке. На отдаленном втором нужно будет построить башню.
а) Педагог, находясь на втором коврике, просит ребенка принести самый большой куб. Затем опять предлагает принести самый большой из оставшихся и ставит его на первый. Так повторяются задания, пока не будет построена вся башня. Если ребенок правильно приносил, выбирал кубики, башня будет иметь правильную сериацию, т.е. первоначальный вид.
б) Взрослый берет любой из кубов, кроме самого большего или самого меньшего и просит ребенка:
“Принеси мне куб меньший, чем этот…” или “ Принеси мне куб больший, чем этот…”

Ребенка можно затем попросить:
“Принеси все кубы, которые меньше (больше) этого…”
“Принеси следующий по величине куб, больше (меньше) этого…”
“Принеси самый большой куб…”

Из принесенных кубов можно строить башню или выкладывать фигуры, чтобы были видны закономерности изменения размеров.

Контроль ошибок можно проводить зрительный, то есть на глаз, визуальный или с помощью самого маленького куба, как условной мерки.

VI. ГРУППОВЫЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

Для групповых игр приглашаются желающие играть дети, которым раздают по одному или два кубика (в зависимости от количества желающих). Воспитатель просит сначала поставить на ковер самый большой куб. Ставит тот, кому этот куб достался. Дети при этом могут сравнивать свои кубы, выбирая наибольший. Действовать по памяти, без сравнения кубов, способны дети, запомнившие размеры зрительно.

Некоторые малыши запоминают размер самого большого и самого маленького куба не только глазами, но и и руками (наощупь) Они могут ставить куб сразу, без примеривания.

Когда поставлен первый куб, воспитатель просит ставить СЛЕДУЮЩИЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ на первый. И так до тех пор, пока не будет сложена вся башня.

Можно предложить детям придумать самим общую игру с кубами, например, выкладывая самые разные конфигурации. Обычно дети вначале предлагают следующий вариант: выложить на ковре (горизонтально, а не вертикально) башню, начиная с самого маленького куба. Далее выкладывают “с пропусками” и “вставками”, строят “две”, “три” башни из одной.

Если воспитатель уже проводил “презентации” (т.е. знакомство с правами пользования пособиями, упражнения с ними) таких классических Монтессори-пособий, как КРАСНЫЕ ШТАНГИ и КОРИЧНЕВАЯ ЛЕСТНИЦА, то тогда предлагаются игры на комбинации с РОЗОВОЙ БАШНЕЙ и КОРИЧНЕВОЙ ЛЕСТНИЦЕЙ.

В подобных груповых играх с несколькими пособиями используются Монтессори-материалы уже в качестве строительных, “конструктивных”.

Примечания: В домашних условиях или в тех группах детских садов, начальных классах, где Монтессори-материалы используются лишь в качестве игрушек, развивающих пособий, данные инструкции могут подсказать некоторый порядок, последовательность освоения действий, игр, но следование им зависит от воли, желаний взрослого.

В группах, работающих по системе Монтессори, данным рекомендациям принято следовать обязательно: в них заключены принципы системы, ее четкая логика в конкретной работе с материалами.

Автор: ЛЮБИНА Г.А.
доцент кафедры методик дошкольного воспитания
Брестского государственного университета.

Комментарии

Данная статья очень познавательяна, но на мой взгляд очень суховата и раскрывает только 1% возможностей обучения по методике Монтессори. Пособием по данной методике обучения может быть любой предмет обихода, так как любой предмет может быть игрушкой, главное пользоваться заповедями Монтессори.

Наберите нас