Вы здесь

Второй «секрет» методики Зайцева: использование складового способа чтения

Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой. Теперь склад снова вернулся к нам. И в этом – заслуга Н. А. Зайцева.

ЭТО ВАЖНО! Склад — это:
— слияние согласной с гласной, иначе говоря, «слог слияния», например: МА, ПА, РИ, ЩУ, ЖИ;
— отдельно гласная в качестве слога: А-ня, О-сы, Я-ма;
— отдельно согласная (в закрытом слоге): коТ-лета, паро-хоД;
— согласная с твердым или мягким знаком: РЬ, БЪ, МЬ.

Когда говорим ребенку: «Читай по слогам», как-то забываем, что русский слог может содержать от одной до десяти букв. Вот примеры этому: 1) а, у; 2) он, вы; 3) рак, сад, кто; 4) аист, гриб, сплю; 5) празд-ник, встре-ча; 6) власть, Кремль, взгляд; 7) всплеск и т.д.

До сих пор продолжаются споры о том, как делить слова, как их переносить на письме: ЛО-ЖКА или ЛОЖ-КА, КА-СТРЮЛЯ, КАС-ТРЮЛЯ или КАСТ-РЮЛЯ? Границу между слогами определить довольно сложно, а вот между складами легко: ЛО-Ж-КА; КА-С-Т-РЮ-ЛЯ. И всем становится понятно, что переносить можно в любом месте «стыковки» складов.

1364_3972.jpg

Эффективно использовать склад в обучении ребенка чтению помогут ДВА основных «фактора» - слагаемых успеха системы Н. А. Зайцева:
1) специальная система из 236 складов;
2) специальный инструментарий – комплекс учебных материалов, называемый для краткости «Кубики Зайцева».

1. В методике Н. А. Зайцева все существующие в русском языке 236 складов выведены в определенной системе (чего нельзя сделать со слогами):
— склады, произносимые с большим объемом резонатора (челюсть опущена, язык отведен назад и вниз), типа МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М;
— склады, произносимые с маленьким объемом резонатора (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперед и почти вверх), типа МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ.

Такая система подачи складов не случайна. Николай Александрович учитывает то, что в русской речи присутствуют два тона: низкий и высокий. Чем тверже (с большим объемом резонатора) научится произносить ребенок твердые звуки и чем мягче (с меньшим объемом резонатора) — мягкие, тем четче будет его артикуляция, а значит, отчетливой и понятной станет речь.

ЭТО ВАЖНО! «Отработать» произнесение гласных звуков малышу помогут «образные» подсказки в виде клубнички и землянички, нарисованные на гранях кубиков с гласными буквами. Представляя у себя во рту на язычке то большую ягодку, то маленькую, ребенок старается открыть ротик так, как требуется для произнесения звука. Чем больше малыш исполняет «песенки» с гласными и согласными звуками, тем интенсивнее происходит тренировка артикуляционного аппарата.

2. Склады помещены на грани кубиков двенадцати видов и в настенные таблицы двух видов:
— в «Таблице № 1» склады соотнесены по звонкости-глухости (Б-БА-БО-БУ-БЭ / П-ПА-ПО-ПУ-ПЭ), а в «Таблице № 2» - по твердости-мягкости (Б-БА-БО-БУ-БЭ / БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БЕ).

ЭТО ВАЖНО! Благодаря кубикам и таблицам ребенок видит склады мобильно, как бы с разных сторон, что предельно облегчает ему их запоминание, узнавание и воспроизведение.

Таблицы и кубики со складами в системе Н. А. Зайцева дополнены другими пособиями автора, которые все вместе составляют игровой (учебный) комплекс «Кубики Зайцева». Такой комплекс позволяет научить ребенка плавному слоговому чтению, минуя этап отрывистого слогового чтения, и значительно сокращает время овладения чтением целыми словами.

ЭТО ВАЖНО! Малыши двух-трех лет овладевают навыками чтения и письма по «Кубикам Зайцева» в различных видах деятельности в среднем через восемь-девять месяцев домашних занятий (при условии проведения занятий 3–4 раза в день по 5–10 минут), а то и раньше.


Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа.

Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме «неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает написанное.

Результат: у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.
Второй этап: воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом.

Результат: ребенок полностью овладевает навыком складового чтения.

Автор статьи: Мальцева Ирина Владимировна.

Наберите нас