Вы здесь

Что из пособий выбрать? Как правильно пользоваться пособиями "ЛЭМ"?

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
(советами могут воспользоваться и педагоги)

Конечно, лучше всего приобрести весь комплект пособий-головоломок и развивающих игр типа "Лото" и "Домино". Такую игротеку можно купить вскладчину нескольким семьям, где есть дети-дошкольники, а затем меняться друг с другом пособиями. Пока выберите прежде всего то, что заинтересует Вашего ребенка. Если окажется, что он к купленному пособию быстро утратил интерес, то причины могут быть в том, что РЕБЕНОК ЕЩЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО НЕ УМЕЕТ СПРАВИТЬСЯ С ЗАДАЧЕЙ, ЗАЛОЖЕННОЙ В ПОСОБИИ, ИЛИ ОН УЖЕ ПЕРЕРОС ЭТУ ЗАДАЧУ.

В первом случае придется подождать, на время отложить сложное пособие и приобрести другое - посильное, более простое, которое подготовит к усвоению сложного. Во втором случае Вам придется повнимательнее еще раз прочитать наши рекомендации, в которых даны советы, как ТВОРЧЕСКИ использовать уже освоенное или утратившее притягательность пособие. Любая игра-пособие может стать средством для обогащения контактов ребенка с другими детьми, может научить его решать на основе пособия новые задачи (задания в “инструкциях” к игрушкам из дерева перечислены), может стать стимулом для развития творческого воображения, заставит ребенка придумать собственные варианты игр.

ВНИМАНИЕ:

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ НАЖИМА, ИЗБЕГАЙТЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ И НРАВОУЧЕНИЙ, ПОУЧЕНИЙ, НАЗИДАНИЙ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ПОСОБИЕМ ТАК, КАК ПРЕДЛАГАЕТЕ ВЫ.
ПОМНИТЕ, ЧТО ПОСОБИЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРАВИЛЬНО ТОГДА, КОГДА РЕБЕНОК ИГРАЕТ С ИНТЕРЕСОМ, УДОВОЛЬСТВИЕМ, САМ ПРИДУМЫВАЕТ НОВЫЕ ИГРЫ,ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Если нет интереса к выполнению Ваших заданий, значит, Вы неверно выбрали задачу (задание) или не сумели сделать ее привлекательной для Вашего ребенка, не учли его особенностей, потребностей, интересов, настроений. В этом случае не настаивайте на ее непременном выполнении, а подберите другую, соответствующую интересам и возрасту ребенка.

Учитывайте характерное для всех детей СТРЕМЛЕНИЕ УЧИТЬ ДРУГОГО. Если рядом нет сверстника, которого бы Ваш малыш мог поучить, попросите его поучить Вас.

ЕСЛИ ЖЕ ВАШ МАЛЫШ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНИМАЕТСЯ С ПОСОБИЯМИ, НЕ ОТВЛЕКАЙТЕ ЕГО И НЕ СЧИТАЙТЕ ЭТИ ЗАНЯТИЯ ЗАБАВОЙ - ЭТО ЕГО СЕРЬЕЗНАЯ ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА, КОТОРАЯ МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ ЗАБАВОЙ, ПУСТОЙ ТРАТОЙ ВРЕМЕНИ ТОЛЬКО ТОМУ, КТО ДАЛЕК ОТ ПОНИМАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ,

Любое пособие, которое Вы выбрали для своего ребенка (даже если этот выбор не учитывал возрастных и индивидуальных особенностей), МОЖНО СРАЗУ ДАВАТЬ для освоения, не опасаясь ни за ребенка, ни за пособие.

Ребенок подскажет своим отношением правильность Вашего выбора. Если малыш выдумал вариант игры, который нигде не указан, значит он будет правильным, несмотря ни на что: радуйтесь проявлению творчества. Придумать свою версию использования – значит проявить смекалку.

Предположим, Вы купили лото "Количество" своей трехлетней дочке, которая пока не умеет считать до 6 и не умеет подчиняться игровым правилам. Дайте ЛОТО ребенку и Вы увидите, что она сумела самостоятельно подобрать и разложить все карточки-картинки рядом с картинками игрового поля или закрыть их сверху, и сделает это только на основании подмеченного ею сходства изображений. На Ваш вопрос, почему таким образом разложены картинки, последует примерно такой ответ: “Вот тут это и вот тут тоже”. Маленький наблюдатель, правильно подобравший даже счетные картинки с изображением шести шариков, не может при этом назвать чисел, не может объяснить выбор словесно, но демонстрирует возможности цепкого зрительного внимания и умения устанавливать сходство.

Правила групповой игры в лото она освоит позже, как и счет, и математические понятия. Важно, что малышка решила наглядно-действенным путем сложную задачу! Пособия позволили ей продемонстрировать это, удивить родных сообразительностью.

Если Ваш ребенок не может освоить домино “Ассоциации”, "Органы чувств", не торопите его и не “разжевывайте” значения зависимостей, связей, а возьмите складные картинки-пуцле для более ранних возрастных ступеней и обратите его внимание, например, на планшет "Чайник" с нарисованным сверху паром. Задайте несколько наводящих вопросов и обходными путями подведите к самостоятельному выводу о том, какие его органы и как воспринимают кипящий чайник: (глазки - видят, ушки – слышат, а носик нюхает). Помните, что ПОСОБИЯ ОТВЕРГАЮТ ПРИНЦИП ЛОБОВОГО, ПРЯМОГО ОБУЧЕНИЯ, ОНИ УЧАТ ИСПОДВОЛЬ, НЕЗАМЕТНО. Значит, и взрослому придется учиться у пособий, вернее, у их создателей, такому деликатному обучению.

Вы заметили, что рисунки многих пособий изображают тех же персонажей, повторяются и при этом передают знакомые детям явления, оживляют их представления. На этом наглядном материале можно решить множество воспитательных задач так, чтоб Ваш ребенок и не подозревал, что он овладевает нужными и важными знаниями, расширяет свой кругозор, приобретает необходимые в жизни навыки и умения, учится правилам (культуре) общения, сотрудничества с Вами и с теми, с кем играет.

Бесконечно количество тех игровых заданий и упражнений, которые Вы можете придумать вместе с детьми, используя пособия "ЛЭМ".

Каждое задание поможет Вам реализовать какую-то важную обучающую, развивающую или воспитательную цель.

В наших методических рекомендациях мы попытались выделить те конкретные задачи, которые Вы можете успешно решить с помощью пособий “ЛЭМ”. “Подсказки” для начала есть, а далее Вы сами можете избрать необходимые Вам варианты игр и заданий.

Как выбор какой-то конкретной цели, задачи, так и ее реализация, будут зависеть от Вашего упорства, старания, мастерства и родительской интуиции.

Просим взрослых пользователей пособий не забывать о последовательности этапов их освоения:

  1. ВНАЧАЛЕ РЕБЕНОК ОСВАИВАЕТ “ИГРУШКУ” С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО ИЛИ САМ, ЭКСПЕРИМЕНТИРУЯ С НЕЙ.
  2. ЗАТЕМ УЧИТСЯ У ВЗРОСЛОГО РАЗЛИЧНЫМ ВАРИАНТАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ-ПОСОБИЯ.
  3. ДАЛЕЕ ПРОБУЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИДУМАТЬ СВОЮ ИГРУ, СВОИ УПРАЖНЕНИЯ, ЗАДАНИЯ.
  4. ПОВЕРИВ В СЕБЯ, УЧИТ СВЕРСТНИКОВ ТОМУ, ЧТО УМЕЕТ САМ, ЧТО ОСВОИЛ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМ.

Так преодолевает малыш и путь от наглядно-действеных форм мышления к словесно-логическим, т.е. объяснению другим, называнию и осмыслению действий.

* * *

Если, к несчастью, Ваш ребенок отстает в развитии от сверстников, имеет, например, диагноз “задержка психоречевого развития” или ДЦП, то ему пособия будут гораздо нужнее, чем остальным. К сожалению, больные дети с глубоким умственным отставанием обычно не проявляют познавательных интересов, для них не по силам САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ ПОСОБИЙ.

Вам, родителям, придется многократно показывать своему больному ребенку, как действовать, играть, раскладывать, складывать каждую картинку – головоломку, объяснять, почему собраны определенные картинки на одном планшете, чем они связаны, каким одним обобщающим словом их можно назвать. У детей с задержкой развития обычно не сформированы обобщенные понятия, временные ориентировки не дифференцированы.

Для родителей будут настоящей находкой многие пособия, где наглядно представлены даже математические задачи. Например. Задачи на вычитание, сложение, сумму и разность. Так, складывая “последовательности” (пособие “Развитие”) больной ребенок о6наруживает сборную картинку с яблоней и яблоками. Он имеет возможность посчитать яблоки, висящие на яблоне, далее – на следующей части картинки – посчитать оставшиеся на дереве яблоки и те, что собраны, а на третьей части картинки обнаружит почти все яблоки уже собранными. Картинка-пуцле словно предлагает решить, сколько было, сколько потом стало, сколько всего осталось на яблоне или в корзине яблок.

Часто дети не дифференцируют многих временных понятий или не могут воспроизвести последовательность времен года. С помощью специальных серий ( например, “Сезоны”) эти проблемы ребенка постепенно решаются.

Естественно, что возраст, указанный в рекомендациях к пособиям для здоровых детей, Вам не следует принимать во внимание. У Ваших детей свой темп, своя скорость созревания.

Те родители и педагоги, которые уже имели возможность использовать серии пособий ЛЭМ, подтверждают, что и для больных, и для здоровых детей они необходимы и ничем не заменимы, так как:

  • пособия упешно готовят к школе, снимают проблемы учебной перегрузки детей, давая представление о форме, размерах, количествах, обучая систематизации и классификации;
  • делают процесс обучения эмоциональным, радостным, привлекательным, стимулируют творчество, выдумку детей;
  • способствуют становлению у детей положительной самооценки, веры в свои силы и возможности;
  • избавляют взрослых как от ненужного дидактизма, резонерства, нравоучений, так и от множества хлопот, связанных с изготовлением самодельных пособий;
  • создают условия для возникновения партнерских отношений, привязанностей, обучают соблюдению игровых правил;
  • работают на развитие заложенных в ребенке самой природой исследовательских инстинктов и стимулируют при этом деятельность жизненно важных органов, особенно рук и глаз, главных “разведчиков” мозга.

Дерево, из которого изготовлены пособия, гармонизирует состояние ребенка, они радуют глаз и приятны на ощупь.

Яркие, чистые, сочные краски пособия не раздражают, а радуют, веселят детей, благотворно действуют на нервную систему, стимулируют зрительные мышцы и нервы.

Картинки оживляют детские представления, создают своей тематикой, содержанием атмосферу мира, добра, уюта и гармонии.

Качество пособий на уровне подсознания воспитывает в детях отношение к делу, дает представление о качестве и красоте рукотворных вещей, сделанных с умом и любовью.

Методические рекомендации составила ЛЮБИНА Г.А.,
доцент кафедры методик дошкольного воспитания
Брестского государственного университета.

Комментарии

Мы очень любим эту серию деревянных игрушек. Даже наверное больше мама, чем сын))). Очень приятный экологический материал - дерево, как правило, хорошо обработанное. Большой ассортимент развивающих игрушек, всегда можно подобрать по возрасту.

Серия игрушек ЛЭМ наша любимая и действительно очень качественная. Жаль только что приобрести можно только через интернет-магазины (живем в Могилеве). Побольше бы стационарных магазинов с развивающими игрушками из дерева.

Спасибо за полезный материал! В очередной раз убедилась, что мы правильно играем - сначала мама рассказывает, потом показывает разные варианты игры, а потом наблюдает и не мешает ))).

Очень ценная и полезная информация. В первый раз столкнулась с таким сайтом, где помимо подробной информации о товарах есть еще и дополнительный полезный и необходимый материал.

очень интересная и познавательная информация.игрушки будут полезны как для использования в детских центрах,так и для домашней игры.покупали их ребенку с 1 года,теперь выбираем в качестве подарков для племянников.

замечательная статья,очень полезные пособия как для центров раннего развития,так и для домашнего использования!!!
покупали своему ребенку,а сейчас выбираем подарки племяннику!

Очень интересные и полезные советы!
Очень рада. что благодаря вашей статье я поняла, что подарить племяннику на день рождение. Ему 4года, а то машинки уже как-то надоедает дарить. их у него и там не одна коробка.

Вопрос "как правильно пользоваться пособиями "ЛЭМ"?" раскрыт полно и очень доступно, отличная информация, а "что из пособий выбрать?" так и не поняла из данной статьи, единственный вариант "то, что заинтересует Вашего ребенка".

Очень поучительная статья!
Спасибо автору за такие замечательные советы!

Наберите нас