Пособие представляет 8 сборных фанерных картинок-табличек в коробке. На каждой табличке изображен определенный процесс в его развитии от начала и до финала, картинка поделенный на 3 основных этапа.
Например:
- восход солнца,
- солнце в зените,
- закат;
или
- яблоко только надкушенное,
- часть яблока полусъеденная,
- плодоножкка – только остаток съеденного яблока).
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
Вариант I для детей 3-4 лет.
- Посмотри картинку и назови, что видишь.
- Изобрази то, что видишь на картинке телом или руками (Например, на картинке бутон - пальцы сложены, а цветок – пальцы “раскрылись”).
- Посмотри на картинки, покажи, что СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ.
- Чего не хватает в картинке? (Одна из частей не выкладывается специально). Что должно быть изображено?
- Сложи все складные картинки по порядку. Что изменяется от начала к концу?
- Расскажи, что на них изображено и как?
- Сосчитай, сколько частей в каждой картинке (на сколько частей разбирается каждая картинка?) Чем отличаются формы разрезанных частей? Переверни изображения вниз и найди все серединки.
- Покажи на картинках: а) начало действия, б) середину, в) конец.
- Найди отличия на 1, 2, и 3 части каждой картинки. Что изменилось?
Вариант ІІ для детей 4-6 лет
- Сложи, сосчитай и назови все картинки, придумай названия их отдельным частям.
- Расскажи, что изменяется от начала к концу. Что в них общего?
- Каким образом все картинки объединены?
- Сочини про каждую картинку рассказ. Назови его. Например, “Расти, расти, цветочек”, “Догорела свечка”.
- Поиграем в игру “Я начну, а ты продолжи”. Например, начнем так: “Стакан стал пустым, потому что…») Продолжай.
- Расскажи, что изменялось от начала до конца? (описать последовательные изменения).
- Найди свое место каждой части, но для этого вначале все средние части картинок из пособия перемешай и положи изображением вниз. Потом перемешай “начала” и “концы”, а подбирай к “серединкам”.
- По одной начальной части опиши все событие (всю последователь ность). Потом придумай свой “тройной” рисунок и расскажи о нем.
- Расскажи о событиях, изображенных на картинках, но начинай рассказ с конца (Что стало с …, Что было).
- Придумай название для всей серии этих картинок (для всей коробки).
- Посчитай все части картинок, если картинок 8. (Считать можно руками или в уме).
Вариант ІІІ для детей 4-8 лет
- Игра “Конкурс веселых троек”
Перемешайте все части картинок – головоломок, положив их вниз рисунками, и возьмите по одной (Всего частей 24). Задача состоит в том, чтобы найти “своих”, то есть тех игроков, у которых остальные части картинки. Когда игроки найдут свою “тройку”, они должны подготовить маленький номер-сюрприз на конкурс веселых “троек”. Сюрпризом может быть шутка, рассказ, стихотворение, загадка, пантонима. Желательно, чтоб номер как-то обыгрывал тематику картинки. Например, трое игроков, составившие картину “яблоко” могут изобразить три “последовательности”: целое яблоко, надкушенное и огрызок. Могут спеть частушку про яблоки или “Эх, яблочко, куда катишься”. - “Счастливый случай”
В игре могут участвовать 3,6,8 игроков. Части картинок перемешиваются (изображениями вниз), каждый игрок получает от 3 до 8 элементов-частей. Если из них можно составить целую картинку- это “счастливый случай”. Игра повторяется до тех пор, пока не выпадет “счастливый случай” (если игроков 6,8),а если игроков трое, то играют до двух “счастливых случаев”, оказавшихся у одного игрока. - Игра “Конец – середина – начало”
В игре участвуют 3,6,8 игроков, которым достаются соответственно 8,4 или 3 части-элемента головоломки. Тот, с кого игра начинается, выкладывает свою часть картинки и объявляет: “У меня оказалось начало (середина, конец) Это… У кого - продолжение (окончание). Следующий объявляет: “У кого - оставшаяся часть?” На ней…” Тот, кто представит ту часть, которая делает картинку полной, забирает ее. Победителем объявляется тот, у кого оказалось в конце игры больше собранных картинок.
Детям с развитым воображением можно подсказать игру “Наоборот” по типу небылиц. В этой игре с помощью картинки каждый играющий придумывает небылицу, в которой действие происходит с конца, а не с начала. Выигрывает тот, чья небылица самая сложная или веселая, интересная, необычная.
Может быть предложено продолжение событий представленных на картинке. Тогда рассказ по воображению будет оцениваться играющими по критериям занимательности или достоверности: у кого получилось занимательнее или у кого больше похоже на правду.
Варианты:
Могут быть выбраны только картинки с цикличными сюжетами, например, картинка с восходом-заходом солнца. На основе подобных картинок можно составлять “бесконечные истории” или рассказывать о событиях, происходящих ежедневно и зависящих от времени: «От восхода до заката – мои дела». «От зари до зари», «С утра до вечера», «Бабушкины заботы с утра до вечера».
Таким образом, осуществляется и речевая подготовка ребенка к школе, и усвоением им представлений о цикличности дел и обязанностей, о правилах обязательного выполнения их в определенном порядке, ритме.
Оформите заказ здесь.
Методические рекомендации составила ЛЮБИНА Г.А.,
доцент кафедры методик дошкольного воспитания
Брестского государственного университета.