Вы здесь

Составь цепочку

СОСТАВЬ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ
Вариант I для детей 4-5 лет

  1. “Кто? Что?”
    Картинки перемешиваются и кладутся стопкой. Взрослый берет по одной и спрашивает, что изображено. Назвавший получает карточку-картинку.
  2. “Подбери и назови”
    По заданию ведущего дети подбирают картинки по каким-то общим признакам (например, по цвету картинок или по определенной теме: одежда, еда, овощи, животные, птицы). Сначала называют каждую, а затем подбирают общее название. “Назови одним словом” – это другое название той же игры.
  3. “Запомни и назови”
    Перед ребенком кладут 5-8 картинок, просят их назвать и запомнить, а потом часть убирают. Ребенок должен назвать недостающие картинки, объяснить, какие убрали.
  4. “Собери в корзинку картинки, в названии которых есть определенный звук (например, “р”, “с”, “з”)”
    Ведущий четко произносит какой-либо звук, затем проверяет собранные детьми картинки. Побеждает тот, кто не ошибся и подобрал с названным звуком больше карточек.
  5. “Расскажи про картинку”
    Карточки переворачивают картинками вниз, игроки берут по очереди, называют изображенное, а затем составляют по 2-3 предложения к каждой картинке.
  6. “Кто больше узнает и назовет птиц”
    Предъявляются картинки домашних животных, растений, насекомых, птиц. Игроки договариваются, что будут называть только птиц или только млекопитающих, или только растения.

Вариант II для детей 5-6 лет

  1. “Четвертый лишний”
    Взрослый заранее составляет несколько рядов по 4 карточки в каждом. Три рисунка на них имеют общий признак, а четвертый – не имеет. Ребенок должен найти лишнюю карточку и объяснить свой выбор.
  2. “Я начну, а ты продолжи”
    Разложить картинки по сериям: а) домашние животные, птицы; б) водоплавающие, рыбы; в) растения, насекомые; г) продукты; д) мебель, одежда; е) спорт (конный) и т.д. Эти задания взрослый вначале помогает выполнить детям, а затем они продолжают самостоятельно отбирать карточки-картинки. Варианты: а) “Найди лишние картинки и объясни, почему они здесь лишние”; б) “Сосчитай, по какой серии-теме картинок больше и объясни, почему”.
  3. “Кто быстрее найдет”
    Задания на внимание и быстроту реакции: из разложенных 20-30 найти 4 карточки с изображением травы и 2 карточки без картинок; 5 с птицами; 6 с домашними животными и т.д.
  4. “Что сначала – что потом”
    Разложить карточки в определенной временной и тематической последовательности. Темы-серии: “Про лошадь”, “Растет – цветет – зреет” или “От цветка до варенья”, “От зерна до кекса” и т.д.
  5. “Разложи и докажи”
    Подобрать карточки-картинки и объяснить их логические связи и последовательность. Придумать свое название для “серий последовательностей”.
  6. “Съедобное – несъедобное”
    Карточки раскладывают изображением вниз, игроки договариваются, что по очереди будут брать по одной карточке, называть ее и объяснять: съедобное это или несъедобное. “Съедобное” оставлять себе, а несъедобное складывать в коробку. Выигрывает тот игрок, у кого окажется больше карточек. Также проводятся игры “Овощи – фрукты”, “Растения – животные”, “Плавает – летает”, “Бегает – летает”, “Растет – не растет”, “Рукотворное – нерукотворное”.
  7. “Послушай и подбери”
    Взрослый произносит фразы, а игроки подбирают картинки, соответствующие значению фраз. Например может быть такой текст из 7 фраз: “Корова ест траву. У нее есть вымя. Корова дает молоко. Из молока делают сыр. Когда корова умирает, из ее шкуры делают кожу. Из кожи шьют сумки, туфли” (7 карточек); или: “Дождь поливает землю и наполняет водоемы. В водоемах живут рыбы, плавают утки, а по берегам - скачут лягушки. Над водой летают стрекозы”; или: “Пастух пасет стада овец. У малыша-ягненка есть мама-овца и папа-баран. Из шерсти овец прядут нитки, а потом вяжут шарфы, шапки, кофты. Мех идет на шубки, дубленки”; или: “Курицы, утки, куропатки – домашние птицы. Птицы несут яйца. Из перьев птиц получают пух. Пухом набивают подушки, перины, одеяла. Из яиц выводятся цыплята. На Пасху яйца красят и развешивают на Пасхальном дереве”. Таким образом, ко всем тематическим сериям взрослый составляет тексты. Затем все составленные взрослым “рассказы в картинках” ребенок “перечитывает” (пересказывает). Лучший рассказчик признается победителем.
  8. “Найди сходство”
    Произвольно выбираются две любые карточки. Игроки должны найти какое-либо сходство и назвать его. Например: “Сделано из дерева” или “Эти вещи из шерсти” и т.д.

Вариант III для детей 6-7 лет

  1. “Послушай загадку – найди картинку-отгадку”
    Взрослый предлагает внимательно посмотреть на картинки, послушать загадку и найти картинку с отгадкой. Победит самый внимательный и сообразительный. Примерные тексты некоторых загадок: “Два брюшка – четыре ушка” (подушка); “Рогат да не бык, шесть ног без копыт, летит – жужжит” (жук); “Зеленая плетенка из овечьей шерсти тонкой, как идти гулять – так ее надевать” (свитер); “Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет” (дождь – земля – трава); “Что две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает?” (рожь и овес).
  2. “Конкурс на лучшую загадку”
    Взрослый предлагает игрокам самим составить загадку на тему любой из картинок. Вариант: Ведущий предлагает каждому составить и загадать загадку про ту картинку, которая оказалась вытащенной им по жребию. Тот, кто вытащил картинку, в этом случае не показывает ее другим игрокам.

Вариант IV для детей 7-8 лет

Задания “на доказательства” и развитие объяснительной речи:

  1. Подобрать картинки к теме “Помощники человека”, а затем самостоятельно составить рассказы о помощниках, доказать, что человеку невозможно прожить без животных, растений, земли-кормилицы.
  2. “Человек – животные – растения – в одной связке”
    Составить из картинок “серии” и объяснить взаимосвязи между “сериями”, их взаимозависимости.
  3. “Травоядные и всеядные”
    Объяснить, почему карточки с изображением травы в игровом наборе повторяются несколько раз, подобрать изображения травоядных и всеядных животных.

Вариант V для детей 8-10 лет

  1. "Все со всем связано”
    Составить все 70 картинок в общую таблицу взаимосвязей и взаимозависимостей и объяснить их, найдя “переходы” и “мостики”. При этом недостающие изображения надо заменить “пустыми” карточками без рисунков и объяснить, что могло быть на них изображено. Выигрывают будущие Менделеевы, умеющие представить в системе все взаимосвязи.

Методические рекомендации составила ЛЮБИНА Г.А.,
доцент кафедры методик дошкольного
воспитания Брестского госуниверситета

Наберите нас