Малый планшет «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
Игровое пособие представляет собой деревянный планшет размером 24х18х0,9 см с шестью вкладышами – геометрическими фигурами, окрашенными в разные цвета. Вкладыши снабжены для удобства ручками. Цвет выемок соответствует цвету вкладыша-фигуры. На планшете помещены: розовый прямоугольник, красный квадрат, желтый ромб, синий и зеленый треугольники, светло-зеленый полукруг.
Пособие предназначено для детей от 3 до 8 лет.
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
Вариант I для детей 3-4 лет
- «Открой и закрой окошечки разных цветов и форм» (или «Найди по цвету дом»)
Взрослый убирает вкладыши и предлагает найти их домики. - «Назови цвет окошечек и сосчитай их»
- «Сколько углов у красного окошечка? У розового? У желтого?»
Взрослый помогает считать и называет 3 окошечка четырехугольниками. - «Как называют четырехугольные окошечки?»
Взрослый подсказывает: «Прямоугольник, квадрат, ромб». - «На что похожи окошечки?»
Ребенок со взрослым ищут предметы, напоминающие только четырехугольники (двери, окна, рамки, тетради, коробки, книги и т.д.). - «Три угла – значит треугольники»
Взрослый называет фигуру и просит вспомнить, что бывает треугольным, и на что похожа эта фигура (крыша, шляпа-треуголка, подставка и т.п.). - «Полукруг – это половина круга» («На что похож полукруг?»)
Поиск предметов, напоминающих полукруг (слуховое окно, коробка, абажур и т.д.). - «Показывай, что назову»
Взрослый просит детей показывать то, что он будет называть.Варианты заданий: показать синий треугольник, зеленый треугольник, желтый ромб, красный и розовый четырехугольники, розовый прямоугольник, красный квадрат. - «Чего не стало?»
Взрослый просит малышей внимательно посмотреть на планшет, пересчитать и назвать все фигуры, а затем закрывает планшет и убирает одну из фигур. Дети должны определить, что убрал взрослый, назвать, какой фигуры не стало и какого цвета. (Примечание: «Подсказкой» является форма выемки и ее цвет).
Вариант II для детей 5-6 лет
- «Угадай, что у тебя»
В вытянутые назад руки игроков взрослый вкладывает по одной фигуре из планшета и просит, не глядя на фигуру, определить (на основе осязания), что это: треугольник, квадрат, ромб или полукруг. Ответивший первым становится водящим и продолжает игру. - «Обведи и заштрихуй»
Дети получают по 1-2 фигуре, обводят их и заштриховывают. - «Составь рисунок из фигур»
Взрослый показывает, что можно нарисовать из нескольких фигур, какую составить композицию, и предлагает детям придумать свои варианты.
Вариант III для детей 6-8 лет
- «Что можно нарисовать на основе этой фигуры?»
Детям предлагают рисование на основе только одной фигуры (квадрата, ромба, треугольника, прямоугольника, полукруга). Цель – развитие комбинаторных и творческих способностей, воображения и речи. - «У кого рисунков больше?»
Участникам предлагают сделать как можно больше рисунков на основе выбранной детьми фигуры. Выигрывает тот, кто придумал и изобразил больше вариантов. - «Сочини про нас рассказ»
Детям предлагают сочинить рассказ о чудесных превращениях какой-либо из фигур (например, «История о том, как квадрат стал ромбом»). Истории иллюстрируются рисунками. - «Назови одним словом»
Взрослый предлагает найти общий признак у прямоугольника, ромба и квадрата и назвать его. Игроки обследуют вкладыши. Если они не могут найти решение, то взрослый, подсказывая, просит сосчитать количество углов у фигур. Выигрывает тот, кто даст быстрее правильный ответ «Четырехугольники». - «Я знаю 5 фигур»
Планшет с фигурами закрывается салфеткой, игрокам предлагается перечислить их. Условие: перечисление начинать со слов «Я знаю 5 фигур».
Оформите заказ здесь.
Большой планшет «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
Игровое пособие представляет собой деревянный планшет размером 29,5х24х0,9 см, на котором размещены 10 вкладышей – геометрических фигур. Вкладыши и выемки под ними окрашены в яркие цвета, причем у семи из них цвета совпадают, а у трех фигур цвет вкладыша и выемки различается. Все фигуры пронумерованы арабскими цифрами и специальными значками, нанесенными на вкладыш и выемку.
Пособие предназначено для детей от 3 до 8 лет.
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
Вариант I для детей от 3 до 4 лет
- «Разложи по домикам-выемкам»
Взрослый просит ребенка сначала собрать все фигуры, а затем каждой найти «свой домик» – выемку. - «Назови цвет фигуры»
Ребенок называет цвета самостоятельно или с помощью взрослого. - «У кого цвета не совпадают?»
Ребенку предлагают проверить, все ли выемки и вкладыши окрашены соответствующими цветами. Находится 3 исключения из общего правила. - «С углами – без углов»
Взрослый предлагает разложить фигуры на 2 группы и определить, каких больше: с углами или без углов. - «Что на что похоже?»
Детям предлагают подумать и сказать, какая фигура на что похожа, что напоминает? Затем предлагают обвести их на бумаге и дорисовать необходимые детали. - «Назови фигуру и получи»
Игрокам объявляют, что фигуру-вкладыш сможет для игры получить только тот, кто правильно ее назовет. Победителем объявляется назвавший большее число фигур правильно. Он становится водящим и начинает игру «Что исчезло?». - «Что исчезло?»
Водящий незаметно (под салфеткой) вынимает одну из фигур и просит детей определить, какая исчезла. Назвавший становится водящим и продолжает игру.
Вариант II для детей 5-6 лет
- «Назови не глядя»
Игрокам завязывают глаза и раздают вкладыши. Пользуясь осязанием, без помощи зрения нужно «опознать» и назвать фигуру. Выигрывает правильно назвавший все предложенные фигуры. Он и раздает затем вкладыши игрокам. - «Чем фигуры отличаются?»
Выигрывает тот, кто увидит больше отличий и назовет их. - «Подай фигуру с цифрой …»
Один из игроков называет цифру, другой ее находит на фигуре. - «У какого многоугольника углов больше?»
Игроков просят глазами (не трогая вкладышей руками) сосчитать количество углов у всех фигур-многоугольников.
Вариант III для детей 7-8 лет
- «Я знаю десять геометрических фигур»
Игрокам предлагают перечислить все названия вкладышей и запомнить их. Затем планшет закрывается салфеткой и дети по очереди перечисляют геометрические фигуры. Условие: начинать перечисление нужно с фразы «Я знаю 10 геометрических фигур». Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся, назвал точно все фигуры, не повторяясь. - «Что за чем?» («Кто соседи?»)
Ведущий предлагает перечислить порядок расположения фигур на планшете слева направо, а затем справа налево, назвать соседей фигуры. - «Приключения овала и трапеции»
Каждый из игроков может выбрать две фигуры и сочинить про них истории. Лучшая история отмечается наградой или аплодисментами. - «Стороны, углы и периметры»
Детям предлагают придумывать друг другу задания, в которых нужно использовать уже знакомые слова: сторона, угол, периметр. Лучшие задания записываются в особую тетрадь. - «Сочини загадку – подай отгадку»
Детям предлагают загадывать друг другу собственные загадки про геометрические фигуры. Отгадку следует не называть, а подавать. (Пример: «Эта фигура не имеет ни одного угла, но она не круг». Подают овал – «отгадку»).
Оформите заказ здесь.
Методические рекомендации составила ЛЮБИНА Г.А.,
доцент кафедры методик дошкольного
воспитания Брестского госуниверситета.
Комментарии
Спасибо большое за
Спасибо большое за предложеные варианты игры. Очень помогла статья