Вы здесь

Серия “Экология”

Пособие состоит из 4 планшетов, их размеры 22х22 см. Каждый планшет закрывается сборной картинкой-головоломкой, состоящей из 9 деталей-частей.

Верхняя картинка изображает экологически чистый уголок земли (город, водоем, горы, пляж), а нижняя – ту же местность, но загрязненную и обезображенную цивилизацией. Серия демонстрирует две модели отношения к природе: «хорошо» и «плохо», заставляет задуматься о том, что «правильно», а что «неправильно».

«Море»
Игровые задания и упражнения

Вариант І для детей 4-5 лет

  1. Собери головоломку и положи ее рядом с планшетом. Покажи, как купаются дети в море. Как ходят по грязному пляжу.
  2. «Смотри и говори»
    Назови все, что видишь на планшете, потом на верхней сборной картинке.
  3. Расскажи, как ты был на море. Что видел? Как купался? Как заботился о чистоте моря и пляжа? Куда убирал отходы, обертки от мороженого?
  4. «Найди отличия»
    Перечисли, что отличает картинки. На какую картинку хочешь попасть ты?
  5. «Изобрази»
    Покажи, изобрази, что чувствуют герои картинок. Нарисуй море, купание.
  6. «Хорошо - плохо»
    Назови все, что изображено хорошего и что плохого. Придумай названия картинкам.

Вариант ІІ для детей 5 – 7 лет

  1. «Как помочь морю»
    Составь список дел, благодаря которым морю можно помочь.
  2. «Спасатели моря»
    Вообрази спасателей и покажи, как они будут чистить море и пляж.
  3. «Инструкция»
    Составь устную инструкцию о том, как надо себя вести на море и на пляже, чтоб не загрязнять природу.
  4. Продолжи предложение: «Если бы я оказался на месте этого мальчика…
  5. Нарисуй плакат, предупреждающий о загрязнении моря, и придумай к нему надпись.
  6. «Я начну, а ты продолжи»
    Взрослый начинает рассказ, а ребенок помогает его продолжить. «Однажды летом дети оказались на пляже. Они увидели…»
  7. Составь рассказ к картинкам «Море» из 2 частей: 1. Море смеётся. 2. Море плачет.

Вариант ІІІ - групповые игры для детей 5-8 лет

  1. «Кто больше отличий увидит и назовет».
  2. Конкурс «Чей проект лучше?»
    Каждый участник или группа детей предлагают на конкурс проект спасения моря от нефти, а пляжей от грязи.
  3. Конкурс на лучший рисунок-плакат о спасении от грязи морей «Что делать с отходами?»
  4. «Экологическая вопрошайка»
    Две команды по очереди задают друг другу вопросы и отвечают. Вопросы должны быть связаны с темой картинок. Например, куда девать обертки, если ты завтракаешь на пляже?
    Побеждает команда, задавшая большее число вопросов или лучше справившаяся с ответами. Отдельный приз получает участник, задавший самый интересный вопрос или сумевший найти ответ на трудный вопрос.

«Горы»
Игровые задания и упражнения

Вариант І для детей 4-5 лет

  1. Собери головоломку и положи рядом с планшетом. Выбери ту, которая радует тебя.
  2. «Смотри и говори»
    Показывай и называй то, что видишь сначала на одной, а потом на другой картинке.
  3. «Найди отличия»
    Расскажи, чем отличаются картинки.
  4. Покажи, изобрази, что чувствует девочка на первой и второй картинке. Передай ее настроение.
  5. На какой картинке ты бы хотел оказаться? Почему? Объясни.
  6. Игра «хорошо-плохо»
    Назови, что хорошего и что плохого ты видишь на картинках.

Вариант ІІ для детей 5-7 лет

  1. Расскажи, что было в горах до того, как там построили пансионат (большой дом, «дом отдыха»).
  2. Сравни и расскажи, что стало с появлением отдыхающих, туристов в горах. Что стало лучше, а что хуже, на твой взгляд?
  3. Придумай разговор девочки-туристки с коровами на лугу и разговор туристов, катающихся на фоникулере.
  4. Представь, что ты летишь на вертолете над горами, покрытыми грудами мусора. Что ты сообщаешь по рации на аэродром?
  5. Придумай, как спасти горы от загрязнения и нарисуй свой проект. Расскажи, что ты придумал и нарисовал.

Вариант ІІІ - групповые игры для детей 5-8 лет

  1. «Кто больше отличий увидит и назовет»
    Сравнивать командам необходимо по две картинки (с одного планшета).
  2. Конкурс рисунков на тему «В горах», «Чистые горы».
  3. Конкурс на лучшую инструкцию туристам о правилах поведения в горах.
  4. Конкурс рассказов на тему «Если бы я был туристом и оказался в горах».
  5. «Экологическая вопрошайка»
    Две команды соревнуются: Кто больше задаст вопросов на тему туризма в горах и кто лучше сумеет ответить. Индивидуальный приз получает самый активный участник или участник, задавший самый интересный вопрос, придумавший оригинальный ответ на вопрос противников.

«Улица» (город)
Игровые задания и упражнения.

Вариант І для детей 4-5 лет

  1. Собери головоломку и положи рядом с планшетом. Выбери ту картинку, которая тебя радует.
  2. «Смотри и говори»
    Показывай и называй то, что видишь на планшете и на сборной картинке.
  3. «Найди отличия»
    Расскажи - чем отличаются картинки.
  4. Расскажи, на какой улице ты живешь. Какую картинку она больше напоминает?
  5. Что думает девочка на грязной улице среди машин? Представь, что ты оказался рядом с ней, что ты чувствуешь? Какой запах на этой улице? Какие звуки? Почему погибли все деревья?
  6. Придумай, что делать, чтобы улицы стали зелеными, чистыми и красивыми? Что ты можешь для этого сделать?
  7. Нарисуй свою улицу, свой дом и расскажи о том, как ты заботишься о чистоте своего дома и улицы.
  8. Представь, что ты работаешь в экологической полиции. Твои действия на грязной улице?

Вариант ІІ – групповые игры и задания

  1. «Кто больше отличий увидит и назовет». Соревнуются команды.
  2. Конкурс рисунков «Моя улица. Мой дом».
  3. Конкурс проектов: 1. «Автомобили, которые не загрязняют окружающей среды». 2. «Как улицу сделать чистой».
  4. Конкурс рассказов «Моя улица». Рассказы желательно иллюстрировать рисунками или фотографиями.
  5. «Экологическая вопрошайка» – соревнование двух команд, которые задают друг другу вопросы. Например, «почему на загазованной улице погибают деревья?» Побеждает команда, задавшая самые интересные вопросы или придумавшая ответы на вопросы противников. Отдельный приз получит самый активный участник или автор самого оригинального вопроса, ответа.

«Водоём»
Игровые задания и упражнения

Вариант І для детей 4-5 лет

  1. Сложи картинку-головоломку и сравни ее с планшетом. Какая тебе нравится больше? Почему?
  2. «Смотри и говори»
    Показывай и называй то, что видишь на картинках.
  3. «Найди отличия»
    Перечисли все, что видишь на первой и второй картинке.
  4. Представь, что ты оказался на берегу чистого водоема. Что тебя радует?
  5. Подумай, что сделать, чтобы помочь загрязненному водоему (речке).
  6. Расскажи, на каких реках, водоемах ты был и что видел? Где ты видел подобные картинки.
  7. «Хорошо-плохо»
    Называй, что хорошего и что плохого ты видишь на картинках.

Вариант для детей 5-7 лет

  1. «Правильно-неправильно»
    Друг за другом сообщать, говорить, что «правильно по отношению к реке (водоему), а что неправильно» делают люди.
  2. Вообрази разговор девочки с лягушкой. О чем они говорят?
  3. «Было - стало»
    Рассказать, что было на берегу реки (водоема), а что стало. «Начинать можно с описания любой из картинок, но если начать с чистой, то продолжением будет загаженная река, а если… Подумай и выбери сам.»
  4. Вообрази, что ты работаешь в экологической полиции и видишь картинку с результатами бездумного отношения людей к природе (картинка «Плохо»), что ты будешь делать?
  5. Нарисуй реку (пруд, озеро, любой водоем), где ты купался. Расскажи, что тебя радовало, а что огорчало.
  6. Придумай, как помочь тем рекам и озерам, на которых ты был.

Вариант ІІІ - групповые игры для детей 5-8 лет

  1. Игра-соревнование команд «Кто больше отличий увидит и назовет».
  2. Конкурс плакатов «Чистые реки и берега» (водоемы, озера, пруды).
  3. Конкурс рассказов (и сказок) «Как спасали лягушку?»
  4. Конкурс проектов «Спасение водоемов».
  5. «Экологическая вопрошайка». Соревнование команд на самый интересный вопрос на тему водоемов и самый интересный ответ.

Оформите заказ здесь.

Методические рекомендации составила ЛЮБИНА Г.А.,
доцент кафедры методик дошкольного
воспитания Брестского госуниверситета.

Наберите нас