Вы здесь

Деревянные игрушки. Серия: карты

Серия “КАРТЫ”
Планшет "КАРТА ЕВРОПЫ", также
рекомендуем обратить внимание на Карту Беларуси и Карту Континентов.

Пособие представляет собой деревянный планшет размером 44х29,5х0,9 см, на котором размещены страны Европы в виде пазлов-головоломки. Страны-вкладыши окрашены в различные цвета, а пространство выемок под ними не окрашено и представляет контурную карту с обозначением линий – границ. Контуры стран снабжены надписями-названиями государств и их столиц. Вкладыши имеют ручки-кнопочки для удобства сборки-разборки мозаичной карты. Пространства морей и Атлантического океана окрашены в синий цвет. Эти элементы не являются съемными и служат ориентирами для правильной сборки пазлов. Пособие предназначено для детей от 5 до 10 лет.

Обучающие и развивающие возможности пособия:

  • Формирование представлений о графических моделях, схемах, картах и масштабе, обучение их восприятию, пониманию, расшифровке.
  • Развитие познавательных интересов, расширение и уточнение словаря географических понятий.
  • Развитие речи в единстве с развитием мышления.
  • Развитие координации в системе “рука-глаз”, тренировка внимания, памяти, наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы.
  • Развитие умений пользоваться различными источниками информации.
  • Развитие игровых и учебных умений и способов сотрудничества с другими.

Примечания: Пособие рекомендуется использовать в разновозрастной Монтессори-группе в качестве одного из дидактических материалов по разделу “Космическое воспитание”.

В массовых образовательных учреждениях может быть использовано в обучении детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.
Психологи могут использовать пособие для установления объема представлений школьника о государствах Европы (их названиях, границах и т.п.), а также для проведения коррекционной работы.
Дефектологам и логопедам школ пособие может послужить наглядным материалом для реализации коррекционных программ.
Преподаватели иностранного языка могут использовать пособие для проведения различных речевых игр с целью обогащения страноведческой лексики.

Игры, игровые задания и упражнения

Вариант I для детей 5-6 лет

  1. “Какая самая большая страна в Европе?”
    Дети раскладывают головоломку на части-страны и ищут самую большую страну. Взрослый с помощью детей читает надпись на планшете внутри выемки и объявляет, что это огромная зеленая страна называется Россия, а ее столица – Москва. Затем дети находят на глобусе и обычной карте мира (политической или географической) Европу и Россию и обсуждают свои наблюдения, делают вывод, что Россия находится и в Европе, и в Азии – на 2-х континентах.
  2. “Какая страна находится в центре Европы?”
    Дети получают линейки, сантиметровые ленты и рулетки и учатся определять центр. В центре карты Европы они находят Беларусь. Взрослый подтверждает выводы детей и сообщает, что ученые установили: географическим центром Европы является наша Родина – Беларусь. Дети обводят вкладыш-страну, сравнивают ее с другими странами по цвету, по площади, по особенностям контура и рисуют флаг своей страны. На листе бумаги рядом изображают контуры своей Родины, подписывают ее название.
    Делают надписи те, кто умеет писать или только перерисовывать буквы.
  3. “Столица – это главный город”
    На планшете под страной-вкладышем Беларусью дети обнаруживают надпись “Минск” и спрашивают, почему обозначен только один город, почему нет названий других городов.
    Взрослый предлагает обсудить все предположения детей по этому поводу, посмотреть, сколько городов обозначено на контурах других стран этой карты. Вывод звучит так: “У каждого государства есть только один главный город. Его называют столицей. Столица нашей Родины – Минск. В столице находятся правительство и президент”. Дети рассматривают подготовленные взрослым фотографии и слайды о столице, рассказывают то, что знают о Минске, рисуют Минск и делают выставку рисунков.
    Нарисованный детьми государственный флаг (размером с почтовую марку) укрепляют на флагштоке (его размер – спичка) и прикрепляют к точке на карте – Минску (с помощью пластилина).
    Детям из других стран предлагается та же схема действий, но темой будет их страна и столица.
  4. “Какие страны-соседи у моей Родины (России, Украины, Беларуси, Польши и т.д.)?”
    Дети извлекают только те вкладыши стран, которые соприкасаются с вкладышем Родины (Беларусью), и читают их названия на планшете. Взрослый объясняет, что у этих стран границы (контуры на карте) общие с их Родиной, что данные страны соседствуют, находятся рядом, дружат. Выполняется задание “Составь контурную карту сообщества стран-соседей”.
    На листах бумаги у детей должно появиться изображение Беларуси, а вокруг – страны-соседи: Россия, Украина, Польша, страны Балтии – Литва и Латвия. Дети узнают названия их столиц и рисуют маленькие государственные флаги, укрепляя их затем на карте. Для закрепления проводится упражнение “Найди страну – соседку Беларуси на карте Европы”.
  5. “Страны-великаны, страны средние и маленькие”
    Дети делают вывод, что все вкладыши-страны по размеру, по площади разные, и получают задания: а) найти европейские страны-великаны (Россия); б) найти страны чуть больше по площади, чем Беларусь и назвать их (Украина, Польша, Германия, Франция, Испания, Италия – в центре Европы, но западнее; Турция – на юго-востоке; Швеция, Финляндия, Норвегия – севернее и Великобритания северо-западнее, чем Беларусь; в) найти страны-карлики (Монако, Андорра) и просто маленькие страны (Молдавия, Швейцария, Бельгия, Ирландия, Албания, Македония, Босния, Хорватия и т.п.).
    Для закрепления проводятся игры “Собери вкладыши средних по размеру стран и назови их”, “Собери и назови вкладыши стран-карликов и великанов”.
  6. “На что похожи контуры стран?”
    Для развития наглядно-образного мышления и лучшего запоминания стран детям предлагают игру “На что похож контур-территория страны”. Начинают с контура Италии, похожей, по общему мнению, на сапог с высоким каблуком и длинным голенищем (с ботфортами). Выигрывает тот, кто найдет и объяснит черты сходства у большего количества стран.

Вариант II для детей от 7 до 9-10 лет

  1. “Моря и страны”
    Дети убирают все пазлы-вкладыши стран и называют водные пространства (моря Европы и Атлантический океан), которые остаются на планшете.
    Задания: а) поместить на планшет только те страны, которые имеют выход к морям, а для этого внимательно прочитать названия стран на их контурах внутри планшета и совместить с вкладышем; б) сосчитать количество стран, имеющих выход к морям; в) перечислить страны, имеющие выход к двум и более морям.
  2. “Севернее, южнее или западнее, восточнее?”
    Детей учат определять направление сторон света, а затем, выбрав в качестве точки отсчета свою Родину (Беларусь), называть расположение любой Европейской страны. Проводится игра “Ориентирование”: ведущий называет и достает страну-вкладыш, а игроки по жребию или по очереди сообщают ее положение относительно своей Родины (Беларуси). Например: “Англия. Эта страна находится северо-западнее Беларуси. Ее омывают воды Атлантического океана и Северного моря” или “Турция. Эта страна находится юго-восточнее Беларуси. Турцию омывают воды Черного и Средиземного морей.
  3. “Путешествие по Европе”
    Для игры заранее готовятся таблички с надписями-названиями стран, которые в игре будут считаться “путевками” по Европе. Игроки получают “путевки” и отправляются в “путешествие” через 2-3 страны в четвертую. Возвратившись, необходимо разъяснить следующим “путешественником”, как лучше добраться до этих стран и каким транспортом: воздушным, наземным (поезд или авто) или водным. Побеждают “самые бывалые путешественники”, умеющие объяснить маршрут.
  4. “Путешествие на корабле вокруг Европы”
    Игроки “садятся на корабль” (в качестве “корабля” можно использовать любой предмет-заместитель размером в 1 см) и из разных точек Европы отправляются в путешествия. В “путевой лист” записывают все те страны, которые “посетили”. Выигрывает команда, которая посетила и записала больше стран.

Методические рекомендации составила ЛЮБИНА Г.А.,
доцент кафедры методик дошкольного воспитания
Брестского государственного университета.

Наберите нас