Вы здесь

Деревянные игрушки. Серия: алфавит

Серия “АЛФАВИТ”
Гусеница "Английский алфавит"

Пособие представляет собой деревянный планшет размером 48,5х29,5х0,9 см, изображающий забавную зеленую гусеницу, состоящую из 26 частей-сегментов. На каждом вкладыше-сегменте напечатана буква английского алфавита. Порядок следования 26 букв – от шеи гусеницы до ее хвоста. Шрифт букв – печатный. Для удобства пользования и тренировки пальцев некоторые сегменты-части снабжены ручками-кнопочками. На внутренней поверхности планшета все буквы продублированы.
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, изучающих английский язык.

Обучающие и развивающие возможности пособия:

  1. Развитие мелкой пальцевой моторики, зрительного внимания и памяти.
  2. Формирование представлений о графическом облике букв английского алфавита, их количестве и порядке следования друг за другом.
  3. Тренировка наблюдательности, пространственной ориентации.
  4. Развитие умения понимать учебную задачу и выполнять ее различными способами.
  5. Развитие звукового строя речи и словарного запаса.

Игры и игровые задания, упражнения для детей, изучающих английский язык

  1. “Помоги гусенице собраться на прогулку”
    Взрослый просит ребенка собрать гусеницу, которая “растеряла свои части – буквы”.
  2. “Чудесные буквы”
    Взрослый знакомит детей с определенной буквой гусеницы, следуя правилам: 1) называют сначала и показывают первую и последнюю буквы алфавита; 2) каждому ребенку показывают начальную букву его имени и фамилии; 3) показывают буквы, с которых начинаются имена его родителей.
  3. “Дай свои буквы”
    Взрослый просит найти и подать буквы, о которых дети узнали из упражнения “Чудесные буквы”.
  4. “Составь свое имя”
    Из букв английского алфавита ребенка учат составлять свое имя. Если буквы в имени встречаются дважды, то недостающие заменяют карточкой-буквой. (Взрослый заранее готовит буквы-дубликаты).
  5. “Отвернись и назови”
    Детям предлагают назвать по порядку все буквы алфавита.
  6. “Похожие буквы”
    По заданию дети ищут буквы, которые: а) по написанию сходны с русскими; б) по написанию и звучанию похожи на русские.
  7. “Буква и звук – слышится и пишется”
    Дети находят буквы, которые передают несколько звуков и наоборот. Выясняют, что слышится и как пишется.
  8. “Составь слово”
    Взрослый предлагает составить знакомые двух-трехбуквенные английские слова. Постепенно задания усложняются.
  9. “Найди ошибку”
    В составленном из фрагментов мозаики-гусеницы слове нужно найти ошибку, сравнивая с табличкой, где слово написано верно. (Таблички с надписями на английском следует изготовить до игры).
  10. “Сосчитай и сравни”
    Предлагается сосчитать и назвать буквы в двух планшетах-гусеницах – русском и английском алфавите, сравнить их звучание и количество.

Гусеница "Русский алфавит"

Пособие представляет собой деревянный планшет размером 41х29,5х0,9 см, изображающий забавную гусеницу-игрушку сиреневого цвета, тело которой состоит из 33 частей сегментов с буквами-вкладышами. Буквы расположены в алфавитном порядке от шеи гусеницы до ее хвоста. Шрифт дан печатный. Для удобства манипулирования и тренировки мелкой пальцевой моторики пазлы снабжены ручками-кнопочками по числу букв. Пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет.

Обучающие и развивающие возможности пособия:

  1. Развитие мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, внимания.
  2. Развитие пространственных ориентировок (“в начале, в середине, в конце “туловища”, перед-после, между букв”), обучение узнаванию букв, их выделению, соотнесению со звуками.
  3. Развитие зрительных представлений, тренировка наблюдательности, наглядно-образного мышления и памяти.
  4. Совершенствование речи: ее звукового и грамматического строя, лексики и синтаксиса.
  5. Тренировка интеллектуальных и коммуникативных способностей в играх на основе пособия.

Игры, игровые задания и упражнения

Вариант I для детей 3-4 лет

  1. “Гусеница рассыпала хвостик”
    Ребенку предлагают “починить” гусеницу, у которой рассыпались части хвостика или спинки, шейки: выпали буквы.
  2. “Что за странные значки”
    Ребенка спрашивают, что за странные значки изображены на каждой части тела гусеницы и что они обозначают. Обычно ребенок уже знает, что это буквы, и называет одну-две, а взрослый называет другие (вводить по 2-3 новых буквы).
  3. “От первой до последней буквы”
    Ребенку сообщают, что гусеница потеряла первую и последние буквы и не может вспомнить, как они произносятся и выглядят. Нужно помочь гусенице и рассказать ей, что “А” всегда впереди, а “Я” – самая последняя”, и вставить буквы в тело-алфавит.
  4. “Где моя буква”
    Ребенок называет первую букву своего имени и ищет ее в теле гусеницы. Малыша просят запомнить место его “личной” буквы и соседок этой буквы.
  5. “Буквы моих мамы и папы”
    Взрослый показывает ребенку букву его мамы “М” и букву папы “П”. Нужно запомнить мамину и папину буквы и их места, а потом поиграть ими, добавив к ним букву “собственную” – ту, с которой начинается имя ребенка.
  6. “Бабушкина буква и дедушкина буква”
    Ребенку называют букву “Б” – “бабушкину” букву, а когда он запомнил ее место и облик, знакомят с “дедушкиной” буквой “Д”. Семейные буквы собирают вместе и определяют-называют: “Вот где мамина, папина, бабушкина, дедушкина и моя”.
  7. “Буквы – имена”
    Ребенок называет имена родителей, его учат выделять первый звук в имени и находить его буквенное обозначение(букву). Взрослый предлагает: “Давай найдем две мамины буквы – букву “М” и букву “И” (если мама Ира). Постепенно ребенок учится выделять в именах родных первые звуки и запоминает буквы – знаки звуков.
  8. “На что похожи буквы?”
    Ребенку предлагают посмотреть на буквы и рассказать, на что они похожи. Например, “О” – на кружочек, “Ж” – на жука, “Т” – на молоточек, “Ш” – на расческу, а “Н” – на лесенку и т.п.
  9. “Буквы с палочками”
    Используя наглядно-образное мышление детей и их способность к ассоциациям, взрослый предлагает попросить у гусеницы те буквы, которые состоят только из палочек. Тот, кто быстрее правильно выберет все “буквы из палочек” и назовет их, становится “лучшим другом гусеницы” (А,Г,Д,Е,И,К,М и т.п.).
  10. “Буквы с кружочками”
    Через какое-то время гусеница может попросить достать из нее “буквы с кружками” (О,Ю – с полным кружком, С – с нарушенным кружком; В,Б,Р,Ф,Я – с маленькими полукружками). Параллельно дети учатся выкладывать буквы из спичек, лепить из пластилина.
  11. "Буквы-певицы”
    Взрослый просит гусеницу дать детям те буквы, которые обозначают гласные, – “поющие звуки”. Дети достают эти буквы и исполняют гусенице “песни букв” последовательно: “от шеи до хвоста”, т.е. от А до Я, пропуская согласные.
  12. “Кашляющие буквы”
    Дети узнают, что буквы, которые изображают звуки Г,К,Х “часто кашляют, потому что простужаются, болеют. Они совсем не умеют петь”. Предлагается рассказывание истории “Почему буква заболела” (версии сочиняются детьми).
  13. “Буква-рычалка”
    Следующие серии игр или “сценарии общения” основываются на обыгрывании звуков, которые передают буквы, и на особенностях их графического облика. Про каждую букву, которую необходимо запомнить, сочиняется история. Например, “Почему буква Ф “руки в боки” держит и фырчит”, “Почему буква “ы” с палочкой ходит” и т.п.
  14. “Если буквы в пары встанут”
    Детям предлагают “букву-певицу”. А поставить в пару с другой певицей и послушать, как они споют: “Ау-уа, Аы-ыа, ао-оа” (и т.д.), меняя местами “певиц”, а значит, и “песни”.
  15. “Буквы-певицы, надо в слоги становиться”
    Буква “А” показывает, как она может стать слогом, если выберет “Б”. Например: АБ и БА, АВ и ВА, АД и ДА. (Начинать с А). Все “певицы” постепенно знакомят детей со своими “талантами” – способностью стать слогом. Читаются слоги и поются по-разному: если перед согласным встанут, недолго поются-читаются, а если после согласной буквы, то можно долго петь. Предлагается игра на тему “Ну-ка, буквы, встаньте в слог”.

Вариант II для детей от 5 до 6-7 лет

  1. “33 сестрицы”
    Ребенку предлагают: “Посчитай, сколько в гусенице букв”. Если ребенок умеет считать только до 10, то считают десятками: “1-й десяток, 2-й десяток, 3-й десяток и еще три буквы”. Устанавливают, что буквы любят порядок, следуют друг за другом по порядку – Алфавиту.
    Индивидуальные задания: запомнить буквы первого десятка (затем 2-го и 3-го).
  2. “Найди слова с заданным звуком-буквой”
    Игроки вытаскивают какую-либо часть – букву из планшета, кладут ее в корзиночку или на поднос и отправляются искать те вещи, в названии которых есть эта буква, этот звук. (Вещи собирают на подносе, сверху кладут букву).
    Варианты игры: а) найти вещи, в названии которых эта буква имеется; б) с которой начинается слово-название; в) на которую заканчивается слово-название.
  3. “Составляем из букв слова”
    Составление слов из букв-вкладышей начинают с трехбуквенных: кот, рот, рак, жук, мак, шар.
  4. “Превращение гусеницы”
    Для каждого ребенка готовят по 33 кружочка из бумаги синего и красного цвета (диаметр 3-4 см) и просят зарисовать (переписать) весь алфавит с гусеницы на бумажные кружки, но так, чтобы буквы – “певицы” были написаны на красной бумаге, а непоющиеся (согласные) на синей. Во время работы дети должны обнаружить, что две буквы – “ничего не произносят совсем” – это твердый и мягкий знаки. Для них вырезаются кружки из зеленой бумаги. После переписывания каждый ребенок составляет свою гусеницу из кружков, проверяет порядок следования букв, их общее количество, а также число гласных и согласных (для Й – полугласного звука, под красный кружок нужно подложить большой зеленый). Дети сообщают, что получается: гласных – 10; согласных – 20 (+1 полугласный); знаков – 2 (они не передают звуков, но смягчают или разделяют их).
  5. “Пронумеруй алфавит – получи шифр”
    На обратной стороне букв-кружков своих гусениц дети ставят цифры по порядку от 1 до 33 (на вкладышах гусеницы также ставятся номера – на обратной стороне пазлов).
    На основе нумерации проводятся игры:
    а) “Какая цифра – какая буква”. Нужно догадаться по цифре, какая за ней “прячется” буква в гусенице; б) “Прочитай эту шифровку”. Нужно по цифрам установить, какое слово зашифровано. Например, в цифрах 1-2 1-2 (баба) или 33-2-6-5-1 (ябеда) и т.п.; в) “Составь шифровку”. Нужно самим зашифровать задуманные слова и передать записку из цифр другу. Друг может расшифровать послание – перевести его в буквы и прочитать.
    Примечания: * Пособие эффективно используется в работе логопедов, дефектологов с детьми с особенностями психофизического развития.
    * При психолого-педагогическом обследовании пособие можно использовать в качестве стимульного материала для выявления уровней развития психических процессов, а в дальнейшем для проведения коррекционных занятий в рамках обозначенных возможностей.

Методические рекомендации составила ЛЮБИНА Г.А.,
доцент кафедры методик дошкольного
воспитания Брестского госуниверситета.

Комментарии

Хорошие пособие, хорошо, что есть из чего выбрать, с чем позаниматься с ребенком.

Наберите нас