Серия “АЛФАВИТ”
Гусеница "Английский алфавит"
Пособие представляет собой деревянный планшет размером 48,5х29,5х0,9 см, изображающий забавную зеленую гусеницу, состоящую из 26 частей-сегментов. На каждом вкладыше-сегменте напечатана буква английского алфавита. Порядок следования 26 букв – от шеи гусеницы до ее хвоста. Шрифт букв – печатный. Для удобства пользования и тренировки пальцев некоторые сегменты-части снабжены ручками-кнопочками. На внутренней поверхности планшета все буквы продублированы.
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, изучающих английский язык.
Обучающие и развивающие возможности пособия:
- Развитие мелкой пальцевой моторики, зрительного внимания и памяти.
- Формирование представлений о графическом облике букв английского алфавита, их количестве и порядке следования друг за другом.
- Тренировка наблюдательности, пространственной ориентации.
- Развитие умения понимать учебную задачу и выполнять ее различными способами.
- Развитие звукового строя речи и словарного запаса.
Игры и игровые задания, упражнения для детей, изучающих английский язык
- “Помоги гусенице собраться на прогулку”
Взрослый просит ребенка собрать гусеницу, которая “растеряла свои части – буквы”. - “Чудесные буквы”
Взрослый знакомит детей с определенной буквой гусеницы, следуя правилам: 1) называют сначала и показывают первую и последнюю буквы алфавита; 2) каждому ребенку показывают начальную букву его имени и фамилии; 3) показывают буквы, с которых начинаются имена его родителей. - “Дай свои буквы”
Взрослый просит найти и подать буквы, о которых дети узнали из упражнения “Чудесные буквы”. - “Составь свое имя”
Из букв английского алфавита ребенка учат составлять свое имя. Если буквы в имени встречаются дважды, то недостающие заменяют карточкой-буквой. (Взрослый заранее готовит буквы-дубликаты). - “Отвернись и назови”
Детям предлагают назвать по порядку все буквы алфавита. - “Похожие буквы”
По заданию дети ищут буквы, которые: а) по написанию сходны с русскими; б) по написанию и звучанию похожи на русские. - “Буква и звук – слышится и пишется”
Дети находят буквы, которые передают несколько звуков и наоборот. Выясняют, что слышится и как пишется. - “Составь слово”
Взрослый предлагает составить знакомые двух-трехбуквенные английские слова. Постепенно задания усложняются. - “Найди ошибку”
В составленном из фрагментов мозаики-гусеницы слове нужно найти ошибку, сравнивая с табличкой, где слово написано верно. (Таблички с надписями на английском следует изготовить до игры). - “Сосчитай и сравни”
Предлагается сосчитать и назвать буквы в двух планшетах-гусеницах – русском и английском алфавите, сравнить их звучание и количество.
Пособие представляет собой деревянный планшет размером 41х29,5х0,9 см, изображающий забавную гусеницу-игрушку сиреневого цвета, тело которой состоит из 33 частей сегментов с буквами-вкладышами. Буквы расположены в алфавитном порядке от шеи гусеницы до ее хвоста. Шрифт дан печатный. Для удобства манипулирования и тренировки мелкой пальцевой моторики пазлы снабжены ручками-кнопочками по числу букв. Пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет.
Обучающие и развивающие возможности пособия:
- Развитие мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, внимания.
- Развитие пространственных ориентировок (“в начале, в середине, в конце “туловища”, перед-после, между букв”), обучение узнаванию букв, их выделению, соотнесению со звуками.
- Развитие зрительных представлений, тренировка наблюдательности, наглядно-образного мышления и памяти.
- Совершенствование речи: ее звукового и грамматического строя, лексики и синтаксиса.
- Тренировка интеллектуальных и коммуникативных способностей в играх на основе пособия.
Игры, игровые задания и упражнения
Вариант I для детей 3-4 лет
- “Гусеница рассыпала хвостик”
Ребенку предлагают “починить” гусеницу, у которой рассыпались части хвостика или спинки, шейки: выпали буквы. - “Что за странные значки”
Ребенка спрашивают, что за странные значки изображены на каждой части тела гусеницы и что они обозначают. Обычно ребенок уже знает, что это буквы, и называет одну-две, а взрослый называет другие (вводить по 2-3 новых буквы). - “От первой до последней буквы”
Ребенку сообщают, что гусеница потеряла первую и последние буквы и не может вспомнить, как они произносятся и выглядят. Нужно помочь гусенице и рассказать ей, что “А” всегда впереди, а “Я” – самая последняя”, и вставить буквы в тело-алфавит. - “Где моя буква”
Ребенок называет первую букву своего имени и ищет ее в теле гусеницы. Малыша просят запомнить место его “личной” буквы и соседок этой буквы. - “Буквы моих мамы и папы”
Взрослый показывает ребенку букву его мамы “М” и букву папы “П”. Нужно запомнить мамину и папину буквы и их места, а потом поиграть ими, добавив к ним букву “собственную” – ту, с которой начинается имя ребенка. - “Бабушкина буква и дедушкина буква”
Ребенку называют букву “Б” – “бабушкину” букву, а когда он запомнил ее место и облик, знакомят с “дедушкиной” буквой “Д”. Семейные буквы собирают вместе и определяют-называют: “Вот где мамина, папина, бабушкина, дедушкина и моя”. - “Буквы – имена”
Ребенок называет имена родителей, его учат выделять первый звук в имени и находить его буквенное обозначение(букву). Взрослый предлагает: “Давай найдем две мамины буквы – букву “М” и букву “И” (если мама Ира). Постепенно ребенок учится выделять в именах родных первые звуки и запоминает буквы – знаки звуков. - “На что похожи буквы?”
Ребенку предлагают посмотреть на буквы и рассказать, на что они похожи. Например, “О” – на кружочек, “Ж” – на жука, “Т” – на молоточек, “Ш” – на расческу, а “Н” – на лесенку и т.п. - “Буквы с палочками”
Используя наглядно-образное мышление детей и их способность к ассоциациям, взрослый предлагает попросить у гусеницы те буквы, которые состоят только из палочек. Тот, кто быстрее правильно выберет все “буквы из палочек” и назовет их, становится “лучшим другом гусеницы” (А,Г,Д,Е,И,К,М и т.п.). - “Буквы с кружочками”
Через какое-то время гусеница может попросить достать из нее “буквы с кружками” (О,Ю – с полным кружком, С – с нарушенным кружком; В,Б,Р,Ф,Я – с маленькими полукружками). Параллельно дети учатся выкладывать буквы из спичек, лепить из пластилина. - "Буквы-певицы”
Взрослый просит гусеницу дать детям те буквы, которые обозначают гласные, – “поющие звуки”. Дети достают эти буквы и исполняют гусенице “песни букв” последовательно: “от шеи до хвоста”, т.е. от А до Я, пропуская согласные. - “Кашляющие буквы”
Дети узнают, что буквы, которые изображают звуки Г,К,Х “часто кашляют, потому что простужаются, болеют. Они совсем не умеют петь”. Предлагается рассказывание истории “Почему буква заболела” (версии сочиняются детьми). - “Буква-рычалка”
Следующие серии игр или “сценарии общения” основываются на обыгрывании звуков, которые передают буквы, и на особенностях их графического облика. Про каждую букву, которую необходимо запомнить, сочиняется история. Например, “Почему буква Ф “руки в боки” держит и фырчит”, “Почему буква “ы” с палочкой ходит” и т.п. - “Если буквы в пары встанут”
Детям предлагают “букву-певицу”. А поставить в пару с другой певицей и послушать, как они споют: “Ау-уа, Аы-ыа, ао-оа” (и т.д.), меняя местами “певиц”, а значит, и “песни”. - “Буквы-певицы, надо в слоги становиться”
Буква “А” показывает, как она может стать слогом, если выберет “Б”. Например: АБ и БА, АВ и ВА, АД и ДА. (Начинать с А). Все “певицы” постепенно знакомят детей со своими “талантами” – способностью стать слогом. Читаются слоги и поются по-разному: если перед согласным встанут, недолго поются-читаются, а если после согласной буквы, то можно долго петь. Предлагается игра на тему “Ну-ка, буквы, встаньте в слог”.
Вариант II для детей от 5 до 6-7 лет
- “33 сестрицы”
Ребенку предлагают: “Посчитай, сколько в гусенице букв”. Если ребенок умеет считать только до 10, то считают десятками: “1-й десяток, 2-й десяток, 3-й десяток и еще три буквы”. Устанавливают, что буквы любят порядок, следуют друг за другом по порядку – Алфавиту.
Индивидуальные задания: запомнить буквы первого десятка (затем 2-го и 3-го). - “Найди слова с заданным звуком-буквой”
Игроки вытаскивают какую-либо часть – букву из планшета, кладут ее в корзиночку или на поднос и отправляются искать те вещи, в названии которых есть эта буква, этот звук. (Вещи собирают на подносе, сверху кладут букву).
Варианты игры: а) найти вещи, в названии которых эта буква имеется; б) с которой начинается слово-название; в) на которую заканчивается слово-название. - “Составляем из букв слова”
Составление слов из букв-вкладышей начинают с трехбуквенных: кот, рот, рак, жук, мак, шар. - “Превращение гусеницы”
Для каждого ребенка готовят по 33 кружочка из бумаги синего и красного цвета (диаметр 3-4 см) и просят зарисовать (переписать) весь алфавит с гусеницы на бумажные кружки, но так, чтобы буквы – “певицы” были написаны на красной бумаге, а непоющиеся (согласные) на синей. Во время работы дети должны обнаружить, что две буквы – “ничего не произносят совсем” – это твердый и мягкий знаки. Для них вырезаются кружки из зеленой бумаги. После переписывания каждый ребенок составляет свою гусеницу из кружков, проверяет порядок следования букв, их общее количество, а также число гласных и согласных (для Й – полугласного звука, под красный кружок нужно подложить большой зеленый). Дети сообщают, что получается: гласных – 10; согласных – 20 (+1 полугласный); знаков – 2 (они не передают звуков, но смягчают или разделяют их). - “Пронумеруй алфавит – получи шифр”
На обратной стороне букв-кружков своих гусениц дети ставят цифры по порядку от 1 до 33 (на вкладышах гусеницы также ставятся номера – на обратной стороне пазлов).
На основе нумерации проводятся игры:
а) “Какая цифра – какая буква”. Нужно догадаться по цифре, какая за ней “прячется” буква в гусенице; б) “Прочитай эту шифровку”. Нужно по цифрам установить, какое слово зашифровано. Например, в цифрах 1-2 1-2 (баба) или 33-2-6-5-1 (ябеда) и т.п.; в) “Составь шифровку”. Нужно самим зашифровать задуманные слова и передать записку из цифр другу. Друг может расшифровать послание – перевести его в буквы и прочитать.
Примечания: * Пособие эффективно используется в работе логопедов, дефектологов с детьми с особенностями психофизического развития.
* При психолого-педагогическом обследовании пособие можно использовать в качестве стимульного материала для выявления уровней развития психических процессов, а в дальнейшем для проведения коррекционных занятий в рамках обозначенных возможностей.
Методические рекомендации составила ЛЮБИНА Г.А.,
доцент кафедры методик дошкольного
воспитания Брестского госуниверситета.
Комментарии
Хорошие пособие, хорошо, что
Хорошие пособие, хорошо, что есть из чего выбрать, с чем позаниматься с ребенком.