Вы здесь

Деревянные игрушки. Геометрическое домино

Игровое пособие "Геометрическое домино"

Пособие состоит из 20 фанерных табличек – игральных карточек размером 16х8,5х0,6. На неокрашенных карточках – табличках прикреплены по 2 геометрические формы фигуры, окрашенные последовательно в один из 5 цветов: красный, желтый, голубой, зеленый или оранжевый.
Геометрические формы – фигуры представляют собой квадраты, круги, треугольники и прямоугольники, возвышающиеся над поверхностью карточки на 0,6 см. Все карточки – таблички уложены в фанерную коробку с крышкой – задвижкой. Игровое пособие предназначено для детей от 2 до 6 лет.

Обучающие и развивающие возможности пособия:

  • тренировка тактильно-осязательных способностей;
  • развитие зрительного и тактильно-осязательного внимания, памяти, наблюдательности;
  • развитие геометрических представлений и счетных умений;
  • развитие игровых умений, сообразительности;
  • развитие мышления и речи;

В групповых играх на основе пособия – развитие коммуникативных качеств.
*** При работе с детьми с особенностями психофизического развития пособие дает возможность стимулировать у них развитие мышления, речи, сенсомоторики, улучшать координацию движений, концентрацию внимания.

Игры, игровые упражнения и задания

I вариант для детей от 2 до 3 лет

  1. “Отыщем все круги – солнышки”
    Взрослый предлагает детям (ребенку) выложить из коробки таблички – карточки, разложить их и показать только круги – “солнышки”.
  2. “Отыщем квадраты” (домики без крыш или окна)
    Взрослый просит отыскать только те фигуры, которые похожи на домик без крыши или на большое окно. Он называет фигуру: “Это квадрат”.
  3. “Отыщем двери от домика” (прямоугольники)
    Взрослый предлагает найти “двери” от найденных “домиков”. Он напоминает, что двери узкие, уже, чем “домик”. Затем называет: “Это прямоугольник”.
  4. “Отыщем все “крыши” от “домиков” (треугольники)
    Детям предлагают найти “крыши” от “домиков”. Когда дети находят, взрослый называет: “Это треугольники”.
  5. “Идем искать цвета” (варианты А-Д)
    а) “Идем искать фигуры красного цвета”
    Взрослый предлагает разложить все таблички – карточки дорожкой (по линии), и выбрать из них только те, где есть красный цвет (фигуры красного цвета). Принесенную фигуру называют, например: “Это круг красный” и т.д.
    б) “Идем искать фигуры желтого цвета”
    (аналогично п. а)
    в) “Идем искать фигуры зеленого цвета”
    г) “Идем искать фигуры голубого цвета”
    д) “Идем искать фигуры оранжевого цвета”
  6. “Отыщем табличку, на которой есть…”
    Взрослый просит ребенка (детей), отыскать ту табличку, на которой есть: а) красный круг; б) зеленый треугольник – “крыша”; в) голубой квадрат – “домик”; и т.д. Таким образом, ребенок (дети) учатся находить предмет по двум признакам: форме и цвету.
  7. “Послушай внимательно – выполни старательно”
    Взрослый просит ребенка (детей) разложить все таблички по кругу. Встать в центр этого круга и найти ту табличку, которую “загадают”. Взрослый описывает таблички (например: “На этой табличке красный круг – “солнышко” и зеленый дом – прямоугольник – найдите и принесите”). Выигрывает тот, кто принесет больше табличек.
  8. “Сладкие парочки”
    Взрослый просит составить “сладкие парочки” из одинаковых по цвету и форме фигур. С помощью взрослого дети составляют совместно цепочки. Т.о. получается “домино”.

II вариант для детей от 3 до 4 лет

  1. “Отгадай название”
    а) Взрослый просит детей принести табличку с фигурой без углов, круглую, и правильно, по-взрослому, ее назвать;
    б) Взрослый просит детей принести фигуру с 3-мя углами и назвать;
    в) Взрослый просит детей принести фигуру с 4-мя углами и одинаковыми сторонами и назвать;
    г) Взрослый просит детей принести фигуру с 4-мя углами, узкую, похожую на дверь, и назвать ее.
    Победителем выходит тот, кто правильно выбрал, принес и назвал фигуры правильно: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
  2. “Не зевай – цвет и форму называй”
    Детям предлагают выигрывать таблички. Условие: выигрывает и получает табличку тот, кто правильно назовет обе геометрические формы и их цвета на поднятой взрослым табличке.
  3. “Гляди и пальцем обводи”
    Взрослый показывает, как правильно обводить фигуры указательным пальцем. Берет указательный палец ребенка и обводит им последовательно все фигуры, комментируя: “Вот сторона, вот угол, вот еще угол… три угла. Это треугольник” и т.д. (можно обводить фигуру указательным и средним пальцами ребенка). Затем ребенок (дети) продолжают упражнение – обследование фигур самостоятельно.
  4. “Не гляди, но пальцем обводи”
    Взрослый учит детей, как обводить фигуры с закрытыми глазами и узнавать их на ощупь, подушечками пальцев.
  5. “Пальцы видят”
    Дети сидят на ковре полукругом. Взрослый кладет перед каждым табличку, перевернув ее фигурками вниз. Задача детей – не переворачивая, ощупать табличку и назвать обе ее фигуры. После этого табличку можно перевернуть и проверить, “хорошо ли видят пальцы”.
  6. “Домино”
    Взрослый раздает сам или с помощью водящего, выбранного по считалке, 5-ти игрокам по 4 таблички. Водящий кладет первую табличку – карточку, остальные по очереди составляют “сладкие парочки”, прикладывая слева или справа такую же точно форму того же цвета. Выигрывает тот, кто быстрее всех выложит все таблички – карточки.

III вариант для детей от 4 до 5 лет

  1. “Волшебный мешок”
    Таблички (7-8 штук) складывают в специальный мешочек, завязывают его резинкой так, чтобы проходила рука ребенка в отверстие мешочка. Рука должна “увидеть” и достать ту геометрическую форму, которую назовут.
  2. “Волшебный платок” (вариант)
    Таблички в количестве 5-7 штук закрывают сверху платком. Водящий должен под платком найти нужную фигуру и достать ее. Остальные дети по очереди проверяют свои способности “видеть руками под платком”. Таблички постоянно пополняются, чтобы их было не меньше 5-7.
  3. “Отвечать не глядя”
    Взрослый просит детей убрать руки за спину и сесть кружком. Сзади он подает каждому табличку и просит ответить, какие 2 фигуры нащупали пальцы. После ответа можно посмотреть на табличку глазами.

IV вариант для детей от 5 до 6 лет (7 лет)

  1. “Что запомнил – перечисли”
    Взрослый предлагает игрокам запоминать геометрические формы, их цвета на предложенных 3 табличках, а затем их перечислять. (Примечание: 3 таблички предъявляются на 3-4 секунды , затем закрываются листом бумаги)
  2. “Разведчики” (вариант)
    Взрослый объясняет, что разведчикам необходимо быстро и точно запоминать, “фотографировать что-либо глазами”, а затем составлять “донесение”. Игрокам – “разведчикам” надо быстро, на счет 1-7 запомнить, а затем описать 3-4 или 5 табличек. Выигрывает самый внимательный.
  3. “Счет с перепрыгиванием”
    Взрослый предлагает сосчитать все фигуры на 5 или 10 табличках. Объясняет, что нужно “перепрыгивать” через число. Например, 2,4,6,8 и т.д., т.е. не произносить первую цифру, а называть только вторую.
  4. “Счет с перепрыгиванием до 20(40)”
    (смотри вариант №20)
  5. “Ревизия”
    Взрослый предлагает сделать в коробке “ревизию”, и подсчитать, сколько в ней находится кругов, квадратов, треугольников и прямоугольников.
  6. “Ревизия и отчет”
    Предлагается сделать “ревизию” с записью – “отчетом”. Для этого нужно нарисовать на листе в линеечку (в ряд) друг за другом простым карандашом все 4 геометрические фигуры, а под каждой фигурой расположить все ее пять цветных изображений (для этого раскрасить цветными карандашами). Остается только подсчитать и внизу написать цифры: количество треугольников, кругов, квадратов и прямоугольников. Это и будет “отчет” о “ревизии”.

Наберите нас