Вы здесь

Школа Монтессори

Мария Монтессори сорок лет испытывала и совершенствовала метод обучения детей. Ее идеи популярны и сегодня, их используют многие педагоги и родители во всем мире.

Основу обучения детей Монтессори видела в формировании среды, позволяющей ребенку проявить свои способности, научиться взаимодействовать в коллективе, а также выполнять важнейшие функции по самообслуживанию.
Какой же должна быть школа Монтессори?

Традиционная система образования базируется на делении детей по возрастным категориям. Монтессори предлагает обучать разновозрастных детей (разница в 2 -3 года) вместе. Малыши видят успехи старших детей, пытаются за ними повторить и обучаются новому. Дети постарше могут показывать пример, обучать младших, повторяя и анализируя усвоенный материал.

Дети могут спокойно передвигаться между помещениями, так как двери между классами открыты. Между помещениями установлены невысокие перегородки, наверху которых расположены цветы, вазы с золотыми рыбками и игрушки. Материалы для занятий хранятся в шкафчиках, которые легко открыть малышу. У каждого ребенка в распоряжении свой шкафчик, куда он может положить все, что пожелает. Занятия проходят не за партами, а за невысокими столиками, которые могут передвинуть вдвоем два ребенка. У каждого малыша есть свой стульчик и маленький столик для индивидуальных занятий.

Дети занимаются самостоятельно, между ними нет соревнования. Учитель сравнивает ребенка только с ним самим.
В школах Монтессори отсутствуют отметки, поощрения и наказания. Автор методики отмечает, что лучшей наградой для ребенка становится труд. Нет более трудолюбивых людей, чем дети. Они готовы целыми днями упражняться и тренироваться, снова и снова совершенствуя новые навыки.
Обучение строится на использовании специального материала. Автор метода многократно повторяет, что набор материалов должен быть только один на школу. Таким образом ребенок учится ждать, когда интересующий его предмет освободится, учится тем самым взаимодействию и дисциплине.

Материалы Монтессори прошли тщательный отбор. Отбор, осуществляемый самими детьми. Каждый раз предлагался выбор, и те предметы, которые не вызывали интереса, исключались. И все дети, в какой бы стране мира автор метода не проводила свои наблюдения, делали идентичный выбор. Это еще раз подтверждает эффективность системы обучения, рассчитанной на любых детей, независимо от пола и национальности.

Материалы сделаны таким образом, чтобы стимулировать ребенка к самостоятельному труду. Именно к самостоятельности стремится маленький ребенок. Все его движения - это стремление к независимости. Самостоятельно ходить и говорить - вот его первейшие цели. Детям нравится достигать всего самим. Когда взрослые не дают даже попробовать, запрещают и ограничивают его, ребенок испытывает досаду и сожаление, ему не хочется продолжать попытки. Помощь без просьбы провоцируют бездействие и пассивность.

Мария Монтессори много лет наблюдала за детьми. Ребенок должен попробовать все возможное, чтобы добиться желаемого результата, и иметь возможность попросить помощи взрослого, когда попытки не оканчиваются успехом. Автор отмечает, что даже проявление интереса к занятию малыша может отбить у него всякое желание заниматься делом. Но если ребенок сам показывает, что у него получилось, он хочет одобрения, его обязательно нужно похвалить.

В материалах Монтессори заложена возможность для самостоятельного обнаружения ребенком своих ошибок и исправления их.

Комментарии

Отличная методика, знакома с ней. Стараюсь ребенка развивать по ней, единственное но, не позволяет место организовать пространство согласно Монтессори.

Хорошая методика!Особенно для приучения ребенка к самостоятельности.

Читая эту статью, ловила себя на мысли, что бОльшую часть изложенного в статье делаю чисто интуитивно. Тут нет соперничества детей: старший помогает младшему, более развитый - менее развитому...Как итог - все дети подтягиваются друг за другом, растут без злобы, зависти к чужим успехам и похвалам. Интересно, есть ли школа по такой методике в Минске?

В этой методике очень нравится, что ребенок учится ждать, когда освободится предмет, который ему нужен. А также приучение все возвращать на место, что будет способствовать порядку во всем уже с раннего детства.

Стала задумываться какие игрушки я даю малышу - предпочтения отдаю деревянным, железным и из др. натуральных материалов.

Очень интересная методика, попрубуем испытать ее на практике

Обучение деток по методике Монтесори очень популярно, ребенок обретает навыки самостоятельного обучения и адекватной самооценки, что очень положительно сказывается на развитие личности.

Наберите нас